Бизнес не поддержал предложенный властями механизм прослеживаемости товаров
<p> МИНСК, 22 сентября – ПраймПресс. Представители бизнеса высказались против предложенного механизма прослеживаемости товаров, который предполагается внедрить в Беларуси. Об этом сообщил агентству ПраймПресс сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. </p> <p> В ЕАЭС намерены создать систему, которая прослеживала бы перемещение ряда важных товаров на общей таможенной территории. </p> <p> Вопросами создания системы прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС занимается Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). ЕЭК уже подготовила Соглашение о механизме прослеживаемости товаров в рамках союза. В настоящее время оно проходит процедуры согласования в государствах-членах. Предполагается, что действие соглашения будет распространяться на товары, ввезенные на территорию ЕАЭС и выпущенные для внутреннего потребления. Их перечень будет определять Совет ЕЭК. </p> <p> СЛЕДИТЬ ПО ЭЛЕКТРОННЫМ НАКЛАДНЫМ </p> <p> Для развития системы прослеживаемости товаров в Беларуси подготовлен проект указа президента. Он предполагает, что национальная система прослеживаемости создается на основе электронного обмена данными на основе товарно-транспортных и товарных накладных, создаваемых в виде электронных документов. Функционирование национальной системы прослеживаемости предусматривается отдать в ведение Министерства по налогам и сборам. </p> <p> В системе предполагается учитывать отгрузку товаров с мест реализации (хранения) в Республике Беларусь и их получение с мест реализации (хранения), расположенных на территории страны. Перечень товаров, передвижение которых предполагается отслеживать, единицы их изменения будут утверждаться правительством. </p> <p> Для ведения учета прослеживаемых товаров организации* и ИП, осуществляющие их производство или ввоз с территории государств-членов Евразийского экономического союза, будут обязаны представлять сведения о них в налоговые органы по месту постановки на учет. Оборот товаров, сведения о которых не переданы в налоговые органы, будет запрещен. </p> <p> (*Для целей указа под организациями понимаются юридические лица Республики Беларусь, представительства иностранных и международных организаций, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества). </p> <p> Предприятия и ИП, которые будут предоставлять электронные накладные в МНС, - это операторы электронного документооборота (EDI-провайдеры). </p> <p> Несоздание электронных накладных предполагается наказывать штрафом в размере от тридцати до восьмидесяти базовых величин (0,690–1,840 тыс бел руб, 355,6 - 949 долл по курсу Нацбанка Беларуси) с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, или без конфискации. Нарушение EDI-провайдером порядка передачи, получения, проверки, хранения электронных накладных, и непредставление в МНС электронных копий электронных накладных влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин (4,6 тыс бел руб, 2,371 тыс долл, 1 долл – 1,9457 бел руб). </p> <p> При этом ряд категорий товаров предполагается вывести за пределы действия системы. Среди них товары, используемые в качестве образцов и экспонатов на выставках и ярмарках; являющиеся иностранной безвозмездной помощью, безвозмездной (спонсорской) помощью; изъятые, арестованные либо обращенные в доход государства; являющиеся предметом госзакупок и закупаемые за счет внебюджетных источников финансирования бюджетных организаций. </p> <p> БИЗНЕС НЕ ПОДДЕРЖАЛ </p> <p> Проект указа о прослеживаемости товаров 20 сентября был рассмотрен на заседании совета по развитию предпринимательства. Совет не поддержал предложенный документ, сообщил Маргелов. </p> <p> По его словам, на сегодня неизвестно, какие товары будут отслеживаться этой системой. Он также указал, что действие данной системы, как предполагается, затронет и розницу. </p> <p> «Система - это инструмент. В зависимости от того, какой список дать, того интересы она и будет отстаивать. С одной стороны, чиновники говорят, что мы вынуждены будем ввести прослеживаемость тех товаров, которые скажет Россия, но, с другой, - включить алкоголь и табак, неплохо с этого начать. Но у России по алкоголю и табаку нет интересов вести прослеживание. Совет по развитию предпринимательства не поддержал проект, мы предложили создать рабочую группу, чтобы глубоко рассмотреть этот вопрос. Он очень дорогой. Цена вопроса - дороже введения электронной счет-фактуры в стране», - считает Маргелов. </p> <p> Он добавил, что речь идет о том, что ЕЭК, якобы, приняла решение, что каждая страна свою национальную систему будет строить по-своему. </p> <p> «Был вопрос, признает ли Российская Федерация приемлемой такую систему, которую нам (бизнесу – ред.) предлагают, ответ был (от чиновников –ред.) - не знаем», - сказал Маргелов. </p> <p> Среди проблем введения системы прослеживания эксперт указал большие затраты бизнеса на ее внедрение. </p> <p> «Там много технических проблем, трудоемкость работы в бизнесе сильно возрастет. Если по электронным счет-фактурам мы можем частично автоматизировать процесс их формирования, то учетные программы у всех разные. Не у всех по штрих-кодам товары учитывается даже в оптовом звене. Больше половины товаров у нас их не имеет, вы видели штрих-коды на мясе, помидорах или булках? Технологически подготовиться очень сложно, крупные компании автоматизировали процесс, у них серверы, а у малого бизнеса сами знаете, что», - сказал Маргелов. </p> <p> ОТСЛЕЖИВАТЬ С ПОМОЩЬЮ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ </p> <p> На проведенной в июле форсайт-сессии «Прослеживаемость в контексте цифровой экономики», которая прошла в ЕЭК, эксперты утверждали, что оцифровка традиционных аналоговых стандартов и технологий приведет к потере вложенных средств. Развивая цифровую повестку и создавая систему прослеживаемости, следует ориентироваться на новые тренды, в том числе блокчейн-технологии, квантовые вычисления, смарт-контракты, облачные вычисления и т.п. </p> <p> В связи с этим меняется и роль государства: от прямого регулирования к стимулированию инвестиций в инновационные разработки, формирование тестовых площадок – так называемых «песочниц» – для тестирования и отладки внедряемых технологий и инструментов управления ими. Участники форсайт-сессии пришли к выводу, что система прослеживаемости ЕАЭС должна базироваться на технологиях и инфраструктуре нового поколения, включая стандарты 5G, и позволять в режиме реального времени получить комплексную информацию по любому товару, услуге или процессу. </p>
2017-09-22
Primepress
МИНСК, 22 сентября – ПраймПресс. Представители бизнеса высказались против предложенного механизма прослеживаемости товаров, который предполагается внедрить в Беларуси. Об этом сообщил агентству ПраймПресс сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
В ЕАЭС намерены создать систему, которая прослеживала бы перемещение ряда важных товаров на общей таможенной территории.
Вопросами создания системы прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС занимается Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). ЕЭК уже подготовила Соглашение о механизме прослеживаемости товаров в рамках союза. В настоящее время оно проходит процедуры согласования в государствах-членах. Предполагается, что действие соглашения будет распространяться на товары, ввезенные на территорию ЕАЭС и выпущенные для внутреннего потребления. Их перечень будет определять Совет ЕЭК.
СЛЕДИТЬ ПО ЭЛЕКТРОННЫМ НАКЛАДНЫМ
Для развития системы прослеживаемости товаров в Беларуси подготовлен проект указа президента. Он предполагает, что национальная система прослеживаемости создается на основе электронного обмена данными на основе товарно-транспортных и товарных накладных, создаваемых в виде электронных документов. Функционирование национальной системы прослеживаемости предусматривается отдать в ведение Министерства по налогам и сборам.
В системе предполагается учитывать отгрузку товаров с мест реализации (хранения) в Республике Беларусь и их получение с мест реализации (хранения), расположенных на территории страны. Перечень товаров, передвижение которых предполагается отслеживать, единицы их изменения будут утверждаться правительством.
Для ведения учета прослеживаемых товаров организации* и ИП, осуществляющие их производство или ввоз с территории государств-членов Евразийского экономического союза, будут обязаны представлять сведения о них в налоговые органы по месту постановки на учет. Оборот товаров, сведения о которых не переданы в налоговые органы, будет запрещен.
(*Для целей указа под организациями понимаются юридические лица Республики Беларусь, представительства иностранных и международных организаций, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества).
Предприятия и ИП, которые будут предоставлять электронные накладные в МНС, - это операторы электронного документооборота (EDI-провайдеры).
Несоздание электронных накладных предполагается наказывать штрафом в размере от тридцати до восьмидесяти базовых величин (0,690–1,840 тыс бел руб, 355,6 - 949 долл по курсу Нацбанка Беларуси) с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, или без конфискации. Нарушение EDI-провайдером порядка передачи, получения, проверки, хранения электронных накладных, и непредставление в МНС электронных копий электронных накладных влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин (4,6 тыс бел руб, 2,371 тыс долл, 1 долл – 1,9457 бел руб).
При этом ряд категорий товаров предполагается вывести за пределы действия системы. Среди них товары, используемые в качестве образцов и экспонатов на выставках и ярмарках; являющиеся иностранной безвозмездной помощью, безвозмездной (спонсорской) помощью; изъятые, арестованные либо обращенные в доход государства; являющиеся предметом госзакупок и закупаемые за счет внебюджетных источников финансирования бюджетных организаций.
БИЗНЕС НЕ ПОДДЕРЖАЛ
Проект указа о прослеживаемости товаров 20 сентября был рассмотрен на заседании совета по развитию предпринимательства. Совет не поддержал предложенный документ, сообщил Маргелов.
По его словам, на сегодня неизвестно, какие товары будут отслеживаться этой системой. Он также указал, что действие данной системы, как предполагается, затронет и розницу.
«Система - это инструмент. В зависимости от того, какой список дать, того интересы она и будет отстаивать. С одной стороны, чиновники говорят, что мы вынуждены будем ввести прослеживаемость тех товаров, которые скажет Россия, но, с другой, - включить алкоголь и табак, неплохо с этого начать. Но у России по алкоголю и табаку нет интересов вести прослеживание. Совет по развитию предпринимательства не поддержал проект, мы предложили создать рабочую группу, чтобы глубоко рассмотреть этот вопрос. Он очень дорогой. Цена вопроса - дороже введения электронной счет-фактуры в стране», - считает Маргелов.
Он добавил, что речь идет о том, что ЕЭК, якобы, приняла решение, что каждая страна свою национальную систему будет строить по-своему.
«Был вопрос, признает ли Российская Федерация приемлемой такую систему, которую нам (бизнесу – ред.) предлагают, ответ был (от чиновников –ред.) - не знаем», - сказал Маргелов.
Среди проблем введения системы прослеживания эксперт указал большие затраты бизнеса на ее внедрение.
«Там много технических проблем, трудоемкость работы в бизнесе сильно возрастет. Если по электронным счет-фактурам мы можем частично автоматизировать процесс их формирования, то учетные программы у всех разные. Не у всех по штрих-кодам товары учитывается даже в оптовом звене. Больше половины товаров у нас их не имеет, вы видели штрих-коды на мясе, помидорах или булках? Технологически подготовиться очень сложно, крупные компании автоматизировали процесс, у них серверы, а у малого бизнеса сами знаете, что», - сказал Маргелов.
ОТСЛЕЖИВАТЬ С ПОМОЩЬЮ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
На проведенной в июле форсайт-сессии «Прослеживаемость в контексте цифровой экономики», которая прошла в ЕЭК, эксперты утверждали, что оцифровка традиционных аналоговых стандартов и технологий приведет к потере вложенных средств. Развивая цифровую повестку и создавая систему прослеживаемости, следует ориентироваться на новые тренды, в том числе блокчейн-технологии, квантовые вычисления, смарт-контракты, облачные вычисления и т.п.
В связи с этим меняется и роль государства: от прямого регулирования к стимулированию инвестиций в инновационные разработки, формирование тестовых площадок – так называемых «песочниц» – для тестирования и отладки внедряемых технологий и инструментов управления ими. Участники форсайт-сессии пришли к выводу, что система прослеживаемости ЕАЭС должна базироваться на технологиях и инфраструктуре нового поколения, включая стандарты 5G, и позволять в режиме реального времени получить комплексную информацию по любому товару, услуге или процессу.