Беларусь вряд ли сохранит приверженность диверсификации источников покупки нефти – эксперт
<p> МИНСК, 30 октября – ПраймПресс. Белорусское руководство в ближайшее время вряд ли будет занимать прежнюю позицию относительно диверсификации источников покупки нефти. Такое мнение высказал в комментарии агентству ПраймПресс эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков. </p> <p> «Высказываний по данному поводу (об альтернативных поставках нефти в Беларусь –ред.) от Лукашенко после выборов (президентских выборов в Беларуси 9 августа 2020 г – ред.) не слышно. По инерции уже законтрактованные партии поступают в Беларусь. Но я сомневаюсь, что будут новые поставки», - отметил Юшков. </p> <p> Наоборот, добавил он, «мы видим, что возобновилась дискуссия относительного того, что белорусские нефтепродукты должны переваливаться не в прибалтийских, а в российских портах». </p> <p> «В данном вопросе, вероятно, принято стратегическое решение на уровне президента, что потоки нефтепродуктов пойдут на Россию. Но теперь эти договоренности нужно как-то воплощать в жизнь», - сказал Юшков. </p> <p> По его словам, чтобы не затягивать процесс, необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант доставки белорусских нефтепродуктов в российские порты. </p> <p> «Первый вариант - по железной дороге, - дорогой вариант, но строить ничего нового фактически не нужно. Второй - перепрофилировать одну из ниток нефтепровода «Дружба» в нефтепродуктопровод и пустить его в реверсе, а на российской территории направлять нефтепродукты в имеющийся нефтепродуктопровод «Север». Этот вариант требует инвестиций в модернизацию трубы и протяженность такой системы также выходит не самой оптимальной. Третий вариант - строительство нефтепродуктопровода от белорусских НПЗ до Усть-Луги. Этот вариант требует больших инвестиций, но протяженность самая оптимальная. Кроме того, в Усть-Луге есть свободные мощности по перевалке нефтепродуктов, но есть и место под строительство нового терминала», - рассказал Юшков. </p> <p> Он предположил, что российская компания «Транснефть» потребует гарантии загрузки нефтепродуктопровода лет на 5-6 минимум и на объем не менее 4 млн т нефтепродуктов в год. </p> <p> «И тут вероятно, для Минска открываются новые возможности. Ведь чтобы дать гарантии загрузки новой трубы Минск должен гарантированно произвести столько нефтепродуктов. А для этого ему нужны неизменные экономические условия нефтепереработки. Поэтому у Минска появляется новый аргумент в споре за компенсацию налогового маневра: если Москва не даст компенсацию, то белорусские нефтепродукты не будут конкурентоспособными на европейском рынке и не будет загрузки нового нефтепродуктопровода и перевалки в российских портах», - отметил эксперт. </p> <p> Белорусские власти диверсифицируют поставки нефти на фоне периодических ценовых разногласий с основным и традиционным поставщиком - Россией. Продолжая закупать российскую нефть с поставками по магистральному нефтепроводу «Дружба» и по железной дороге, Беларусь также работает с альтернативными маршрутами транспортировки сырья, в частности, по морю через порты в Клайпеде и Одессе. По этим маршрутам Беларусь с начала 2020 г закупала нефть из Азербайджана, Норвегии, Саудовской Аравии и США. </p>
2020-10-30
Primepress
МИНСК, 30 октября – ПраймПресс. Белорусское руководство в ближайшее время вряд ли будет занимать прежнюю позицию относительно диверсификации источников покупки нефти. Такое мнение высказал в комментарии агентству ПраймПресс эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игорь Юшков.
«Высказываний по данному поводу (об альтернативных поставках нефти в Беларусь –ред.) от Лукашенко после выборов (президентских выборов в Беларуси 9 августа 2020 г – ред.) не слышно. По инерции уже законтрактованные партии поступают в Беларусь. Но я сомневаюсь, что будут новые поставки», - отметил Юшков.
Наоборот, добавил он, «мы видим, что возобновилась дискуссия относительного того, что белорусские нефтепродукты должны переваливаться не в прибалтийских, а в российских портах».
«В данном вопросе, вероятно, принято стратегическое решение на уровне президента, что потоки нефтепродуктов пойдут на Россию. Но теперь эти договоренности нужно как-то воплощать в жизнь», - сказал Юшков.
По его словам, чтобы не затягивать процесс, необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант доставки белорусских нефтепродуктов в российские порты.
«Первый вариант - по железной дороге, - дорогой вариант, но строить ничего нового фактически не нужно. Второй - перепрофилировать одну из ниток нефтепровода «Дружба» в нефтепродуктопровод и пустить его в реверсе, а на российской территории направлять нефтепродукты в имеющийся нефтепродуктопровод «Север». Этот вариант требует инвестиций в модернизацию трубы и протяженность такой системы также выходит не самой оптимальной. Третий вариант - строительство нефтепродуктопровода от белорусских НПЗ до Усть-Луги. Этот вариант требует больших инвестиций, но протяженность самая оптимальная. Кроме того, в Усть-Луге есть свободные мощности по перевалке нефтепродуктов, но есть и место под строительство нового терминала», - рассказал Юшков.
Он предположил, что российская компания «Транснефть» потребует гарантии загрузки нефтепродуктопровода лет на 5-6 минимум и на объем не менее 4 млн т нефтепродуктов в год.
«И тут вероятно, для Минска открываются новые возможности. Ведь чтобы дать гарантии загрузки новой трубы Минск должен гарантированно произвести столько нефтепродуктов. А для этого ему нужны неизменные экономические условия нефтепереработки. Поэтому у Минска появляется новый аргумент в споре за компенсацию налогового маневра: если Москва не даст компенсацию, то белорусские нефтепродукты не будут конкурентоспособными на европейском рынке и не будет загрузки нового нефтепродуктопровода и перевалки в российских портах», - отметил эксперт.
Белорусские власти диверсифицируют поставки нефти на фоне периодических ценовых разногласий с основным и традиционным поставщиком - Россией. Продолжая закупать российскую нефть с поставками по магистральному нефтепроводу «Дружба» и по железной дороге, Беларусь также работает с альтернативными маршрутами транспортировки сырья, в частности, по морю через порты в Клайпеде и Одессе. По этим маршрутам Беларусь с начала 2020 г закупала нефть из Азербайджана, Норвегии, Саудовской Аравии и США.