Реализацию проектов ГЧП в Беларуси тормозит отсутствие полноценного финансового рынка - эксперт
МИНСК, 27 февраля - ПраймПресс. Реализацию проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в Беларуси тормозит отсутствие полноценного финансового рынка и механизма проектного финансирования. Об этом сказала старший советник секретариата совета по иностранным инвестициям Елена Дадеркина в ходе Республиканского делового форума «Развитие предпринимательства в Беларуси: Стратегия и тактика» 26 февраля.<br> <br> Дадеркина отметила, что Беларусь часто критикуют за то, что она крайне медленно двигается по пути развития института ГЧП, и «один проект готовит три года». По ее словам, одним из проблемных вопросов развития таких проектов являются очень высокие транзакционные издержки по их подготовке.<br> <br> «Проекты ГЧП готовят специалисты очень высокого уровня, которые являются не только инвестбанкирами, а также обладают хорошей командой технических специалистов. В Беларуси подготовить первый проект в рамках ГЧП по реконструкции автомобильной дороги М10 помогает ЕБРР, он оплачивает работу таких консультантов», - сказала она.<br> <br> Огромной проблемой для развития проектов ГЧП в Беларуси Дадеркина назвала также низкий потенциал госорганов, которые занимаются этими вопросами, а также не очень высокую компетенцию бизнеса для подготовки таких проектов. «Необходимо организовать цикл обучающих семинаров для бизнеса, чтобы они знали, как готовить такие проекты», - сказала она.<br> <br> При этом Дадеркина заявила о привлекательности проектов ГЧП для иностранных инвесторов. «Что привлекательно для инвестора в проекте М10? Два года дорога строится и 18 лет инвестор ее обслуживает. В этом проекте четко выстроена система выплат частному партнеру за его работу, а вознаграждение четко привязано к производительности. Крайне важно, что в таких проектах иностранный партнер зарабатывает на своем инвестиционном менеджменте и на своих компетенциях при управлении объектом инфраструктуры в течение длительного времени», - сказала она.<br> <br> По ее словам, в Беларуси при подготовке первого проекта ГЧП по модернизации автодороги М10 были внесены изменения в закон о ГЧП, в соответствии с которым частному инвестору компенсируют затраты на подготовку таких проектов.<br> <br> Как сообщалось, для создания институциональной среды для реализации проектов ГЧП в Беларуси в 2014 г был создан Межведомственный инфраструктурный координационный совет и Центр ГЧП, который является структурным подразделением Национального агентства инвестиций и приватизации. В 2015 г был принят закон «О государственно-частном партнерстве», 31 июля 2018 г в него внесены изменения.<br> <br> В Беларуси при поддержке и сопровождении ЕБРР проводится международный конкурс по выбору частного партнера по проекту реконструкции участка автомобильной дороги М10 «граница Российской Федерации (Селище) - Гомель - Кобрин, км 109,9 - км 195,15». На участие в конкурсе подано восемь заявок от организаций. Одним из участников стал консорциум, включающий Евразийский банк развития, российский Газпромбанк, белорусский Белгазпромбанк, турецкую «Ичташ» и китайскую «Поли Чанда Инжиниринг». Компании, представившие заявления, зарегистрированы в Китае, Турции, Корее, Российской Федерации.<br> <br> Проект предусматривает реконструкцию участка дороги М10 протяженностью 85,25 км с увеличением числа полос с двух до четырех и доведением его до категории 1-В, увеличением допустимой нагрузки на ось c 10 т до 11,5 т, допустимой скоростью движения для легковых автомобилей с 90 км/ч до 120 км/ч, для грузовых – с 70 км/ч до 100 км/ч. Капитальные затраты оцениваются в размере 185,8 млн евро. Государственным партнером проекта выступает Министерство транспорта и коммуникаций.<br> <br> <br>
2020-02-27
Primepress