USD/BYN 3.1102EUR/BYN 3.3766100 RUB/BYN 3.6055

Внешняя торговля Республики Беларусь в январе-апреле 2019 г

МИНСК, 24 июня – ПраймПресс. По итогам января-апреля 2019 г Беларусь сократила оборот внешней торговли товарами на 1% до 22,709 млрд долл. Это произошло за счет падения экспорта (на 2,8% до 10,395 млрд долл) при минимальном росте импорта (на 0,6% до 12,314 млрд долл).

Справочно: в январе-апреле 2018 г оборот внешней торговли товарами вырос на 24,5% до 22,933 млрд долл. Таким образом, сжатие во внешнеторговом секторе произошло на фоне высокой базы сравнения по 2018 г.

Внешнеторговое сальдо ухудшилось

Сальдо внешней торговли в 2019 г ухудшилось относительно 2018 г – с минус 1,538 млрд долл до минус 1,919 млрд долл. Соответственно, коэффициент покрытия импортных поставок экспортными упал с 87,4% до 84,4%. Другими словами, если в январе-апреле 2018 г на каждые 100 долл импорта приходилось 87,4 долл экспорта, то годом позднее – уже 84,4 долл.

В апреле 2019 г сальдо торговли товарами опустилось на самую низкую отметку с декабря 2014 г – минус 883 млн долл (см. диаграмму 1). Увеличение абсолютных размеров отрицательного сальдо внешней торговли было обеспечено снижением экспорта на 2% при росте импорта на 10,6%. Коэффициент покрытия импорта экспортом упал до 75,2% против 84,8% годом ранее.

Диаграмма 1.


Динамика экспорта и импорта товаров зависит от изменения средних цен и изменения физических объемов. По итогам 4 месяцев 2019 г индекс средних цен экспорта составил 98,4%, физического объема экспорта – 98,8%. Аналогичные показатели по импорту были равны 99,2% и 101,5%. Рост стоимостного объема импорта в 2019 г фиксируется за счет роста физического объема ввоза товаров.

В апреле 2019 г индекс средних цен экспорта составил 101,4%, средних цен импорта – 100,2%. Индекс физического объема экспорта за апрель 2019 г достиг 96,6%, импорта – 110,3% (см. диаграмму 2). Выходит, что за увеличением стоимостного объема импорта в апреле стоит рост физических объемов ввоза товаров.

Диаграмма 2.

 

Экспорт отличается малой степенью технологичности

Экспорт товаров из Беларуси в январе-апреле 2019 г отличался относительно малой степенью технологичности (см. диаграмму 3). Основу экспортных поставок, как и в прошлые годы, составили нефть и нефтепродукты, изделия из черных металлов, калийные удобрения, продовольственные товары (мясомолочная продукция), продукция деревообработки и легкой промышленности. Главными экспортерами остались Белоруснефть, Белорусская нефтяная компания, БМЗ в Жлобине и АПК. Более технологичным является экспорт машиностроения (МТЗ, БЕЛАЗ).

Диаграмма 3.


Структуру импорта Беларуси отличает бóльшая доля инвестиционных товаров (машин, оборудования и транспортных средств), что связано с модернизацией производственных мощностей на крупнейших предприятиях (см. диаграмму 4). Основу импорта минеральных продуктов слагают сырая нефть и природный газ.

Также, несмотря на усилия властей по развитию АПК, значительную долю импорта составляет продовольствие и сельхозтовары. Этот импорт отчасти связан с реэкспортными схемами по обходу санкций РФ в отношении продтоваров из ЕС, отчасти представляет собой импорт для восполнения внутренних потребностей в зимне-весенний период между урожаями.

Импорт сырья и товаров из черных и цветных металлов обусловлен деятельностью жлобинского БМЗ. Металлургическому заводу не хватает белорусского лома и полуфабрикатов и он вынужден импортировать их.

Хорошо заметен импорт текстильных изделий. Госкомпании, входящие в структуру концерна «Беллегпром», не выдерживают конкуренцию даже с товаром в категории second hand. О борьбе с «засильем» на торговых полках бывшей в употреблении одежды недавно заявила новая глава Беллегпрома Татьяна Лугина.

Диаграмма 4.

 

Сглаживанию отрицательного сальдо внешней торговли товарами способствовала в основном деятельность Беларуськалия и Гродно Азота, а также деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности. Негативное сальдо в объеме 1,9 млрд долл обеспечили главным образом импорт машин, оборудования и автомобилей, а также поставки нефти и газа из России (см. диаграмму 5).

Диаграмма 5.

 

Экспорт не диверсифицирован

Для белорусского экспорта характерна низкая диверсификация по странам-партнерам. Всего 10 стран занимают в экспорте Беларуси по итогам января-апреля 2019 г около 81,5% (см. диаграмму 6).

Благодаря отсутствию реформ в Беларуси РФ продолжает занимать неоспоримое первое место среди внешнеторговых партнеров страны. В Россию идет около 80% экспортной продукции АПК, который представлен организациями в госсобственности. Аналогично государственная промышленность так и не открыла новые рынки продаж после развала СССР и осталась зависимой от главного потребителя – России.

Диаграмма 6.

 

Экспорт в Украину держится на поставках нефтепродуктов, вырабатываемых из российской нефти. «Бумажный» экспорт в Соединенное Королевство и Нидерланды объясняется особенностями регистрации вывоза нефтепродуктов через дочерние структуры Белорусской нефтяной компании. Зеркальная статистика Нидерландов и Соединенного Королевства не подтверждает значительного экспорта в эти страны.

В январе-апреле 2019 г ввоз из 10 стран обеспечил 85,4% всех импортных поставок. В структуре импорта доля России выглядит еще более внушительной, чем по экспорту (см. диаграмму 7). Власти срывают собственные планы по диверсификации внешней торговли в пользу стран Европы и государств «дальней дуги».

Высокая доля РФ говорит о том, что работа по уменьшению зависимости от одного партнера ведется довольно слабо. Кроме того, белорусские ограничения в рамках импортозамещения не затрагивают страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

С территории ЕАЭС в Беларусь так или иначе будет поступать импорт, который ограничен с иных направлений. Логистически удобным вариантом является Россия, так как Беларусь не имеет общих границ с другими странами ЕАЭС.

Импорт из Китая представлен товарами в рамках поставок по связанным кредитам на модернизацию, а также высокотехнологичным импортом типа компьютерной техники и смартфонов.

Специфичную роль пока играет импорт из Турции. Есть признаки, что белорусы используют эту страну для реэкспорта продовольствия в Россию.

Диаграмма 7.

 

Торговля с основными внешнеэкономическими партнерами разнородна

Главную «дыру» во внешней торговле товарами по-прежнему создает России (см. диаграмму 8). Отрицательное сальдо в торговле с Китаем связано с тем, что на сегодня белорусская сторона мало что может предложить партнерам из КНР, кроме мясомолочной продукции, калийных удобрений и ограниченной номенклатуры продукции военно-промышленного комплекса.

Реальное первое место по размеру положительного сальдо торговли товарами по описанным выше причинам занимает не Соединенное Королевство, а Украина. Торговля Беларуси с Украиной находится под угрозой в связи с реализацией РФ налогового маневра, в рамках которого белорусские нефтепродукты постепенно будут утрачивать свою ценовую конкурентоспособность. Нельзя исключать и срыв поставок на фоне обострений в ходе российско-украинского конфликта.

Положительное сальдо в торговле с Казахстаном связано с широкой номенклатурой белорусского экспорта и узким перечнем позиций импорта. В настоящее время ведутся переговоры об увеличении поставок нефти из Казахстана в качестве сырья для белорусской нефтепереработки. Прежние попытки договориться о значительном импорте нефти из Казахстана блокировала транзитная страна – Россия.

Ведутся переговоры об импорте из Казахстана бензинов, произведенных в этой стране. Однако казахстанская сторона настаивает на подписании соглашения, согласно которому будет запрещен реэкспорт данных нефтепродуктов за пределы Беларуси.

Диаграмма 8.


Согласно официальному прогнозу, в 2019 г экспорт товаров из Беларуси должен составить около 34,9 млрд долл (рост к 2018 г на 4%), импорт – 40,7 млрд долл (+5%). При этом сальдо внешней торговли товарами сложится отрицательное в пределах 5,7 млрд долл.

По итогам первой трети года Беларусь пока отстает от прогноза в темповых показателях. Положение дел может выправиться в конце года, когда станет более благоприятной база сравнения по 2018 г. В начале 2019 г база сравнения по прошлому году довольно высока и не позволяет показывать хорошую динамику внешней торговли.

Экономический блок правительства Беларуси запланировал, что экспорт в РФ за 2019 г составит 12,4 млрд долл (минус 1,2%), импорт из РФ – 21,9 млрд долл (минус 0,5%), отрицательное сальдо торговли – 9,5 млрд долл. По факту за 4 месяца экспорт из Беларуси в Россию упал на 0,6%, импорт из России в Беларусь – на 2,3%.

Согласно прогнозу властей, экспорт в страны ЕС должен увеличиться в 2019 г на 6,5% до 11,1 млрд долл, импорт – на 8,4% до 7,8 млрд долл. Сальдо внешней торговли с ЕС ожидается положительным в объеме 3,3 млрд долл.

За январь-апрель 2019 г экспорт Беларуси в ЕС упал на 15,9%, а импорт вырос на 1,3%. Сокращение экспорта в ЕС связано с падением объемов «бумажных» поставок нефтепродуктов в Нидерланды и Соединенное Королевство.

По плану правительства белорусский экспорт в страны «дальней дуги» в 2019 г должен увеличиться на 14% до 11 млрд долл, импорт – на 14,1% до 10,4 млрд долл. Сальдо внешней торговли при этом составит около 0,6 млрд долл.

На практике экспорт товаров из Беларуси в страны за пределами СНГ и ЕС вырос на 17,8%, а импорт – на 6,2%. Увеличение экспортных поставок вызвано ростом цен на калийные удобрения. Главные рынки для Беларуси – Китай, Индия и Бразилия.

В I квартале единственным невыполненным из семи важнейших параметров прогноза социально-экономического развития на 2019 г был показатель по экспорту товаров и услуг. По итогам трех месяцев экспорт должен был увеличиться на 0,5%, но в реальности упал на 1,9%.

В мае президент подписал распоряжение об установлении персональной ответственности премьер-министра за рост экономики за счет внешних факторов и за выполнение показателей по экспорту. Согласно распоряжению главы государства, критерием эффективной экспортной деятельности будет считаться обеспечение товарной и географической диверсификации поставок, а также наращивание экспорта товаров и услуг темпами, опережающими рост импорта.

Годовое задание правительства по росту экспорта составляет +5,4%. Это задание может быть выполнено за счет эффекта низкой базы конца 2018 г. Если в I квартале 2018 г рост экспорта составлял 26,8%, то во II квартале – 15%, в III квартале – 15,8%, а в IV квартале – только 4,8%. При сохранении текущей конъюнктуры на внешних рынках чиновникам удастся выйти на целевой уровень даже не предпринимая реальных усилий по стимулированию экспортных поставок.

Поделиться: