USD/BYN 3.1102EUR/BYN 3.3766100 RUB/BYN 3.6055

Внешняя торговля Республики Беларусь в 2019 г

МИНСК, 17 февраля – ПраймПресс. По данным Государственного таможенного комитета (ГТК), в 2019 г экспорт товаров из Беларуси упал на 2,9% до 32,234 млрд долл, а импорт вырос на 2,3% до 39,117 млрд долл. В результате сокращения экспорта и увеличения импорта отрицательное сальдо внешней торговли увеличилось с 5,053 млрд долл до 6,883 млрд долл.

Коэффициент покрытия импортных поставок экспортными упал с 86,8% до 82,4%. Это означает, что на каждые 100 долл импорта в 2018 г приходилось по 86,8 долл экспорта, а в 2019 г – только 82,4 долл.

Внешняя торговля товарами в 2019 г характеризовалась двумя провальными месяцами (см. диаграмму 1). В апреле и декабре негативное торговое сальдо опускалось на минимальные отметки за период с декабря 2014 г.

В апреле 2019 г к росту отрицательного сальдо привело увеличение импорта из стран вне СНГ в сочетании с торможением экспорта после поступления «грязной» нефти в магистральный трубопровод «Дружба». В декабре 2019 г рост импорта произошел за счет наращивания поставок сырьевых товаров и оборудования из России, а также благодаря ввозу в Беларусь Embraer-195 с завода-изготовителя в Бразилии.

12 февраля о накоплении запасов сырья на НПЗ говорил председатель правления Нацбанка Павел Каллаур. По его словам, это вызвало повышенную волатильность курса белорусского рубля в декабре.

Диаграмма 1.


По всей видимости, Нафтан и Мозырский НПЗ аккумулировали нефть, ожидая изменения условий поставки российской нефти с 2020 г. В январе это позволило Беларуси оказаться среди крупнейших поставщиков нефтепродуктов в Украину.

По информации «Консалтинговой группы А-95» за январь 2020 г Беларусь экспортировала в соседнюю страну 54 тыс. т бензинов, что на 6% больше, чем за декабрь 2019 г. Согласно данным Государственной таможенной службы Украины весь импорт нефтепродуктов в Украину за январь составил 371,751 млн долл, из которых белорусские поставки достигли 135,742 млн долл.

Большую часть 2019 г (10 из 12 месяцев) соотношение экспортных и импортных поставок было хуже, чем в аналогичные месяцы 2018 г (см. диаграмму 2). Только в 3 месяцах (в июле, августе и декабре) отмечался небольшой рост экспорта к 2018 г – на 1,0%, 0,1% и 5,9% соответственно.

Рост экспорта товаров из Беларуси сдерживался благодаря сочетанию факторов – высокой базы сравнения по 2018 г (три первых квартала), инцидента на «Дружбе» (апрель-июнь), сокращения экспорта калийных удобрений (сентябрь-ноябрь).

В I квартале 2020 г на состояние внешней торговли продолжит влиять негатив по сырьевым товарам. Власти до сих пор не могут наладить устойчивые поставки нефти на Нафтан и Мозырский НПЗ.

По сути, январь и февраль уже потеряны, с 15 по 23 февраля будет действовать окно заявок на перекачку по трубам «Транснефти» в марте. Исходя из подтвержденных заявок на январь и февраль, импорт российской нефти на НПЗ будет примерно втрое ниже, чем в январе-феврале 2019 г.

Диаграмма 2.

 

Белорусская калийная компания не имеет подписанного долгосрочного контракта на поставку калийных удобрения китайским потребителям. Прошлый контракт с Китаем действовал с сентября 2018 по июнь 2019 г. В январе представители Клайпедского морского порта сообщали, что ожидают новый контракт в марте. Однако, учитывая эпидемию коронавируса в Китае, обе стороны вообще могут пропустить текущий сельхозгод (завершается 30 июня 2020 г). Ранее Китай входил в топ-3 импортеров белорусского хлоркалия вместе с Индией и Бразилией.

По информации отраслевых источников, индийский контракт на поставку калийных удобрений рассчитан на меньший срок, чем в прошлом году, – не до 30 июня, а до 31 марта. 23 января посол Индии в Беларуси Сангита Бахадур заявила, что индийцы рассчитывают на подписание нового контракта с Белорусской калийной компанией на условиях контракта на 2019/2020 гг – 280 долл/т (что ниже, чем в 2018/2019 гг, – 290 долл/т).

В республиканский бюджет на 2020 г заложен экспорт калийных удобрений в физическом весе на уровне 9,96 млн т. Такой объем экспорта примерно на 1 млн т меньше, чем совокупный экспорт за 2019 г.

В 2019 г Беларусь не снизила зависимость от России по доле экспорта и импорта, которую занимает эта страна. Оборот внешней торговли с РФ за 2019 г дал 49,7% всей торговли товарами. Удельные веса прочих 12 крупнейших торговых партнеров Беларуси обеспечили вместе 36,1% торговли, что ниже, чем у одной России.

Главным экспортным товаром Беларуси в РФ остались молочная продукция (1,985 млрд долл), мясная продукция (921 млн долл), черные металлы и изделия из них (721 млн долл), оборудование и устройства (1,896 млрд долл), средства наземного транспорта (1,889 млрд долл), пластмассовые изделия, каучук и резина (943 млн долл). Доля России в экспорте Беларуси за 2019 г достигла 41,8% (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3.

 


По Украине, Великобритании и Нидерландам основным экспортным товаром являются нефтепродукты. Однако в случае с украинским направлением это реальные поставки, а в случае с Великобританией и Нидерландами – только удобная юрисдикция для регистрации сделок.

Значительные поставки из Беларуси в Литву фиксировались статистикой благодаря перевалке нефтепродуктов и калийных удобрений через литовские порты. В реальности Литва служила лишь промежуточным звеном между белорусскими производителями и зарубежными потребителями.

Основой поставок в Китай и Бразилию являлись калийные удобрения. К концу 2019 г рисунок экспорта в КНР несколько изменился: Беларусь существенно нарастила поставки продовольствия в эту страну. Доля сельхозпродукции и продуктов питания в экспорте в Китай превысила 20%.

Более половины экспорта в Германию представляли собой поставки сырой нефти для переработки на НПЗ, контролируемом Роснефтью. В начале 2020 г эти поставки временно прекратились ввиду дефицита сырья для переработки на отечественных НПЗ. Белоруснефть перенаправила нефть, добытую в Гомельской области, для закрытия потребностей внутреннего рынка.

Зависимость Беларуси от России по импорту была еще больше, чем по экспорту (см. диаграмму 4). Основу импорта из РФ составляли минеральное топливо, нефть и нефтепродукты (9,6 млрд долл), черные металлы и изделия из них (1,942 млрд долл), разнообразное оборудование (2,436 млрд долл), а также средства наземного транспорта (1,427 млрд долл).

Диаграмма 4.



Главные импортные товары из Китая и Германии – это техника и оборудование для модернизации производственных мощностей белорусских предприятий. В случае с Китаем важную роль играет потребительский импорт (мобильные устройства, бытовая техника, компьютеры и периферия и т.п.).

В импорте из Украины, Турции, Нидерландов ведущие позиции занимала сельхозпродукция. Часть этих товаров затем реэкспортировалась на территорию ЕАЭС.

США поднялись в верхнюю часть списка импортеров благодаря обновлению флота самолетов Белавиа. Белорусская авиакомпания закупала в этой стране продукцию Boeing.

Уменьшение экспорта товаров из Беларуси в пересчете на доллары составило 963 млн долл, рост импорта – 879 млн долл (см. диаграмму 5).

Главное сокращение экспортных поставок пришлось на «бумажные» поставки нефтепродуктов в Нидерланды и Великобританию. На них негативно отразился инцидент на трубопроводе «Дружба» и запреты России на реэкспортные схемы поставки нефтепродуктов из Беларуси в третьи страны.

Падение экспорта в Азербайджан объясняется отсутствием в 2019 г таких же крупных поставок продукции ВПК, как ранее. В конце 2018 г Азербайджан получил из Беларуси партию РСЗО «Полонез», после чего в 2019 г белорусский экспорт вернулся к низкому уровню.

Диаграмма 5.

 

Падение импорта из России объясняется прекращением импорта нефтепродуктов, которые затем использовались для реэкспорта в третьи страны. Увеличение импорта в 2019 г произошло за счет таких стран, как Китай, Украина, Бразилия и США и Польша. Из Бразилии и США импортировалась авиационная техника.

В 2019 г экспортная корзина Беларуси осталась концентрированной на низко- и среднетехнологичной продукции (см. диаграмму 6). Более трети экспорта составили сырьевые товары и продукты их первичной обработки – топливо, нефть и нефтепродукты, удобрения, черные металлы и изделия из них.

Основные производители такой экспортной продукции в Беларуси – Белоруснефть, Нафтан и Мозырский НПЗ, Беларуськалий, Гродно Азот и Гомельский химический завод, Белорусский металлургический завод (БМЗ) в Жлобине. Важное значение имел экспорт молочной продукции, средств наземного транспорта (МАЗ и БЕЛДЖИ).

Диаграмма 6.

 

Минерально-сырьевой импорт в 2019 г оставался высоким с целью обеспечения потребностей НПЗ (нефть), Гродно Азота (природный газ), жлобинского БМЗ (черные металлы).

Главной импортной статьей по группе «средства наземного транспорта» стали легковые автомобили. Их ввоз в Беларусь за 2019 г превысил эквивалент 1 млрд долл. Около 3/4 поставок легковых автомобилей было осуществлено из России.

Несмотря на усилия правительства по импортозамещению, высоким остается импорт фармацевтической продукции. На отечественных фармпредприятиях продолжают производить в основном дешевые лекарственные вещества из эконом-сегмента.

Диаграмма 7.

 

В 2019 г основную роль в сглаживании отрицательного сальдо торговли товарами сыграли удобрения (калийные и азотные), мясная и молочная продукция, а также продукция деревообработки (см. диаграмму 8). Главную брешь на импортном направлении пробили природный газ, нефть, оборудование, машины, аппаратура и фармацевтическая продукция.

Диаграмма 8.


Согласно официальному прогнозу на 2020 г экспорт товаров и услуг из Беларуси должен вырасти к прошлому году на 3,6%, а позитивное сальдо внешней торговли – составить 1% от ВВП.

За 2019 г Беларусь наторговала товарами и услугами с сальдо минус 243,4 млн долл (против +931,8 млн долл за 2018 г). По отношению к ВВП негативное сальдо в 2019 г составило минус 0,39%. Главный вклад в ухудшение состояния торговли внесли товары, тогда как позитивное сальдо по услугам увеличилось с 3,4 до 3,8 млрд долл.

Ввиду неурегулированности вопроса с объемами и ценами поставок нефти, а также падения спроса на калийные удобрения на мировом рынке сальдо поставок товаров по итогам 2020 г с высокой вероятностью может оказаться не лучше, чем в 2019 г.

По оценкам Министерства экономики Беларуси, индекс ВВП за I квартал 2020 г составит 99-100%, что значит падение добавленной стоимости до 1%. Это падение осуществится из-за обозначенных проблем с экспортом и импортом.

В таких условиях все надежды властей на рост оборотов внешней торговли ложатся на сектор услуг. В первую очередь правительство ждет увеличение экспорта и положительного сальдо по компьютерным и транспортным услугам.

На фоне затухания роста мировой экономики и торможения транзитных перевозок товаров единственным реальным драйвером внешней торговли Беларуси могут стать услуги резидентов Парка высоких технологий. В 2020 г экспорт услуг ПВТ, как ожидается, превысит 2 млрд долл в эквиваленте.

Поделиться: