USD/BYN 2.0884EUR/BYN 2.4436100 RUB/BYN 3.15

Власти Беларуси ради кредита ЕФСР пошли на формальную реформу госсобственности

МИНСК, 14 ноября – Аналитическое агентство ПраймПресс. Белорусские власти не готовы приступить к реформе госсобственности в стране, на чем настаивает один из крупных кредиторов Беларуси – Международный валютный фонд (МФВ). При этом Беларусь выполнила одно из ключевых условий получения пятого транша кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) - о передаче в коммунальную собственность не менее 20 госпредприятий республиканского подчинения. Однако это решение носит чисто формальный характер, поскольку по сути означает передачу предприятий из одного государственного кармана в другой.

КОМПРОМИССНОЕ УСЛОВИЕ

Белорусское руководство в 2016 г вело переговоры о новом кредите с двумя крупными кредиторами -  МВФ и ЕФСР.  Соглашение о предоставлении Беларуси кредита из средств ЕФСР на 2 млрд долл было подписано весной 2016 г. Тогда же Беларусь получила первый транш кредита в 500 млн долл, а в июле 2016 г - второй транш на 300 млн долл. Третий транш кредита ожидался в октябре 2016 г, но был отложен, скорее всего, по политическим причинам – из-за белорусско-российского нефтегазового конфликта.  После урегулирования этого конфликта Беларусь в конце апреля 2017 г получила третий транш кредита в размере 300 млн долл.

В конце июня 2017 г Евразийский банк развития (ЕАБР), являющийся управляющим средствами ЕФСР, перечислил Беларуси четвертый транш кредита ЕФСР в объеме 300 млн долл. А 25 октября 2017 г Беларусь получила пятый транш кредита в объеме 200 млн долл. При этом ЕАБР отметил, что выделению пятого транша способствовало в том числе выполнение белорусской стороной условия по передаче предприятий республиканского уровня в коммунальную собственность.

Власти выполнили это условие за считанные дни до решения о выделении пятого транша евразийского кредита. Распоряжением президента Беларуси от 9 октября 2017 г «О безвозмездной передаче имущества» предусмотрено безвозмездно передать в собственность административно-территориальных единиц Витебской области акции 17 открытых акционерных обществ и 5 республиканских унитарных предприятий (РУП). Как отмечают эксперты, процедура передачи этих предприятий из республиканской в коммунальную собственность будет происходить в течение всего 2018 г.

Никаких знаковых предприятий в этом перечне нет. В числе РУПов, которые передадут в коммунальную собственность Витебской области, Полоцкое республиканское унитарное полиграфическое предприятие «Наследие Ф.Скорины», республиканское дочернее унитарное проектно-изыскательское предприятие «Витебскгипроводхоз», республиканское унитарное предприятие «Лиозненская хлебная база», республиканское унитарное предприятие мелиоративных систем «Полоцкое ПМС» и строительное республиканское унитарное предприятие «Витебский домостроительный комбинат». Среди ОАО – «Витебск-Белпромкультура», «Витебскхлебпром», «Завод Этон», «Керамика», «Знамя индустриализации», «Витебский завод радиодеталей «Монолит», «Оршанский опытный механический завод «Металлист», «Оршанский строительный трест № 18», «Рыбхоз «Новинки» и другие.

Управляющий партнер компании Civitta BY, независимый член наблюдательного совета Банка развития Беларуси Даниэль Крутцинна в комментарии агентству ПраймПресс назвал решение ЕАБР о выделении Беларуси очередного транша кредита после передачи 22 предприятий из республиканской в коммунальную собственность компромиссным для кредитора и кредитополучателя вариантом. «Он позволяет белорусским властям получить кредит ЕАБР и не заниматься масштабными реформами в госсекторе. Однако передача части госпредприятий в коммунальную собственность мало что меняет в практике управления этими предприятиями», - подчеркнул эксперт.

ГОТОВИЛИСЬ К СЕРЬЕЗНОЙ РЕФОРМЕ

МФВ на последних переговорах о заключении новой кредитной программы с Беларусью занял принципиальную позицию относительно проведения структурных реформ в стране. В том числе фонд заявил, что готов выдать Беларуси новый кредит лишь в случае готовности ее руководства приступить к реформированию госсектора.

В июне 2016 г миссия МВФ подготовила пакет предложений по реформированию белорусского госсектора. Поскольку от реализации этого пакета зависела судьба кредита МВФ (а на том этапе Беларусь в нем критично нуждалась), белорусское правительство приступило к выполнению намеченных мер. Премьер-министр в марте 2016 г распорядился создать под руководством первого вице-премьера Василия Матюшевского межведомственную координационную группу по вопросам реформирования госорганизаций и управления госактивами.

Результатом работы правительственной группы стал проект Комплексной стратегии повышения эффективности управления госорганизациями. Он был призван трансформировать белорусскую госсобственность в соответствии с рекомендациями МВФ.

Причем, проведения скорой приватизации в Беларуси документ не требовал. Речь шла об изменении нынешней системы управления госпредприятиями, а также о внедрении корпоративного управления в ОАО. Кроме того, предлагалось разграничить функции государственного и хозяйственного управления предприятиями. Это означало, что отраслевые министерства должны отойти от управления хозяйственной деятельностью предприятий. Функции по управлению промышленностью предлагалось передать Министерству промышленной политики. При этом правительство планировало наделить Госкомимущество правом управлять стратегическими и валообразующими предприятиями: то есть, назначать в эти ОАО представителей государства, определять независимых директоров, отслеживать работу менеджмента и т. д.

Ожидалось, что на республиканском уровне управления останутся унитарные предприятия и акционерные общества, формирующие стратегически значимые отрасли национальной экономики, а также обеспечивающие национальную безопасность. Все остальные предприятия намечалось безвозмездно передать в собственность соответствующих административно-территориальных единиц -  то есть, в коммунальную собственность.

Правительство рассчитывало, что это позволит укрепить имущественную базу региональной экономики для создания новых рабочих мест. При этом органы местной власти должны были позаботиться, как повысить эффективность переданных предприятий, в том числе через приватизацию, реструктуризацию и т.д.

В свою очередь Госкомимущество включило в документ предложение о продаже через Белорусскую валютно-фондовую биржу госпакетов акций крупных предприятий в размере до 25%.

Правительство рассчитывало, что этот документ будет принят в первом квартале 2017 г. Однако президент Беларуси Александр Лукашенко не дал добро на эту реформу.

ВЛАСТИ НЕ ХОТЯТ ТЕРЯТЬ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Если еще летом 2016 г Лукашенко называл МВФ «самым удобным для нас кредитором», то уже в октябре 2016 г он раскритиковал предложения МВФ по реформированию белорусской экономики, заявив, что они направлены на «удушение народа», и дал понять, что белорусская сторона никогда их не примет.

В апреле 2017 г в послании народу и парламенту Лукашенко заявил, что не будет принимать предложения МВФ по реформированию госсектора. «По госпредприятиям. Нет, это мы не сможем сегодня сделать. Не потому, что это неправильно. Потому, что нам пока это не подходит. Нам надо разобраться сначала с этими предприятиями», - заявил он.


Белорусские власти не спешат расставаться с активами. Фото носит иллюстративный характер, pexels.com

Власти не хотят терять управление предприятиями. Поэтому переговоры с МВФ о новой программе были фактически остановлены. К тому же к этому времени белорусское руководство определилось с альтернативными источниками заемных ресурсов, получение которых не обязывало заниматься реформой госсобственности.

ФОРМАЛЬНАЯ РЕФОРМА ПРОДОЛЖИТСЯ

Ранее ЕАБР предупредил белорусское руководство, что условия предоставления пятого, шестого и седьмого траншей евразийского кредита усилены рядом мероприятий, направленных на совершенствование методов корпоративного управления в 17 акционерных обществах, оптимизацию госсобственности на республиканском уровне через передачу в коммунальную собственность не менее 45 госпредприятий, а также продажу госдоли, акций отдельных акционерных обществ на бирже.

Судя по всему, выполнить эти условия для белорусских властей не составит труда. Агентству ПраймПресс сообщили в Госкомимуществе, что в настоящее время в Беларуси в соответствии с программой социально-экономического развития на 2016 -2020 гг проводятся мероприятия по оптимизации структуры госактивов по уровням управления. 

При этом белорусские чиновники заверяют, что передача в коммунальную собственность республиканских предприятий – это шаг в направлении реформы госсобственности, который позволит оптимизировать управление хозяйственными обществами. Кроме того, заявляют чиновники, коммунальная собственность используется и реформируется более динамично, поэтому у этих предприятий есть шанс быть скорее приватизированными. Это утверждение, однако, выглядит сомнительным, учитывая, что в Беларуси все сделки с собственностью стоимость 10 тыс базовых величин и выше контролируются Администрацией президента. (1 базовая величина – 23 бел руб, что эквивалентно 11,6 долл; 10 тыс базовых величин – 116 тыс долл).

В ближайшее время правительство Беларуси представит на рассмотрение главы государства проект распоряжения президента по передаче госактивов в собственность Гомельской области. Проект предусматривает передачу 3 предприятий и акций 18 акционерных обществ.

На согласовании также находится аналогичный проект по передаче предприятий и акций в собственность Брестской и Гродненской областей. Кроме того, сейчас формируются перечни предприятий и акционерных обществ, акции которых могут быть переданы в коммунальную собственность Минской, Могилевской областей и Минска. 

Что же касается условия ЕАБР для выделения очередного транша кредита Беларуси -  продажи акций ОАО на бирже, то белорусское руководство также может заявить о сделанных шагах в этом направлении.  В Беларуси 27 ноября пройдут аукционы по продаже в торговой системе Белорусской валютно-фондовой биржи госпакетов акций пяти малоизвестных предприятий (ОАО «Минский Промтранспроект» (17,4057% уставного фонда), «Мотекс» (20,4980%), «СУМ-96» (11,8333%), ЦАУК (8,1232%) и «ЭКТБ» (10,0023%,)).

Таким образом, как можно предположить, Беларуси удалось, не поступившись принципами в сфере реформирования госсобственности, получить не только пятый транш кредита ЕАБР, но и создать базу для получения новых траншей.

Поделиться: