USD/BYN 3.2421EUR/BYN 3.464100 RUB/BYN 3.4968

В Беларуси к середине года улучшилась ситуация с потенциальными источниками поступления валюты

МИНСК, 1 июня – ПраймПресс. Потенциальные источники поступления валютных средств в Республику Беларусь выглядят довольно значительными по сравнению с началом года, в том числе благодаря возобновлению поддержки со стороны РФ, благоприятной ситуации на внутреннем валютном рынке и некоторому оживлению экспорта. К такому выводу пришли эксперты аналитического агентства ПраймПресс, анализируя возможные источники рефинансирования внешнего долга Беларуси и поддержания золотовалютных резервов.

Как и предсказывало руководство Национального банка Беларуси (НББ), в апреле властям удалось сохранить валютные резервы. Несмотря на значительные платежи в пользу России, объем ЗВР к 1 мая немного вырос как в международном, так и в национальном определении.

Вряд ли проблемы с удержанием ЗВР были и в мае. Затраты из валютных резервов на чистой основе по оценке НББ составляли 513,3 млн долл. В мае 2016 г аналогичный показатель был равен 502,8 млн долл. Тогда власти прошли месяц без потерь: ЗВР по методологии МВФ увеличились на 43,2 млн долл.

Более того, можно даже предсказать минимальный размер ЗВР в международном определении на 1 июня 2017 г. Дело в том, что размер резервов на 1 июня является одним из контрольных показателей в матрице мер экономической политики и структурных преобразований, поддерживаемых кредитом Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). К началу лета ЗВР Беларуси должны быть не ниже 5,2 млрд долл. Поскольку на 1 мая они были равны 5,109 млрд долл, добиться нужного результата будет легко – хотя бы за счет переброски активов из состава национального определения.

Впрочем, и эта мера может не особо понадобиться. 31 мая, объясняя очередное решение о снижении процентных ставок в экономике, НББ аргументировал свои действия сохранением благоприятной ситуации на внутреннем валютном рынке. По информации Нацбанка, у субъектов рынка осталось чистое предложение валюты.

Так как период уплаты квартальных налогов завершился в апреле, на чистое предложение валюты предприятиями-резидентами рассчитывать вряд ли стоит. Однако население продолжило быть источником валюты для банков и властей. Суммарно за май чистую продажу валюты на внутреннем рынке участниками-резидентами можно оценивать в 200±25 млн долл.

В апреле правительства России и Беларуси договорились, что во II квартале в Беларусь будет поставлено 6 млн т нефти. В месячном измерении это означает импорт 2 млн т сырья с последующей выработкой из него нефтепродуктов. При условии, что Нафтан и Мозырский НПЗ начали работать с нормальной загрузкой, пошлины от экспорта нефтепродуктов в мае могли составить около 70-80 млн долл. Пошлины от экспорта калийных удобрений оценочно достигли 45-50 млн евро за месяц.

В мае 2017 г НББ было необходимо погасить основной долг по валютным облигациям на сумму 89,8 млн долл. Погашение основного долга по валютным облигациям Минфина Беларуси в мае 2017 г оценивалось в 23,6 млн долл и 275 млн евро.

Важно отметить, что долг Минфина в 275 млн евро представлял собой ВГДО №102. В конце мая 2013 г этот выпуск облигаций приобрел Беларусбанк. В связи с этим, в мае с высокой вероятностью долг был полностью либо частично рефинансирован.

В мае НББ успешно разместил два новых выпуска валютных облигаций на общую сумму 175 млн долл. Примечательно, что во время аукционов по размещению ценных бумаг предложение валюты со стороны участников кратно превышало прогнозный объем размещения. Но НББ предпочитал удовлетворять лишь заявки с минимальными ставками. Один этот факт уже говорит об уверенности властей в сохранении ЗВР на необходимой отметке к 1 июня.

Полное размещение нескольких выпусков биржевых валютных облигаций Минфина состоялось в апреле. В мае Минфин не размещал ценные бумаги через биржу. По состоянию на 31 мая информация о прямых сделках с покупателями валютных облигаций (минуя биржевые торги) также не поступала. На биржу Минфин планирует вернуться только 5 июня, когда начнет размещаться ВГДО №243 в объеме 50 млн долл.

Цены на монетарное золото между отчетными датами 1 мая и 1 июня практически не изменились. Поэтому, если НББ не варьировал золотом между резервами в национальном и международном определениях, а также не совершал крупных покупок, на величину ЗВР цены на золото не могли оказать существенного влияния.

В мае стало известно о среднесрочных планах НББ по наращиванию объема ЗВР. По словам замглавы НББ Тараса Надольного, к 2020 г планируется нарастить ЗВР до 8-8,5 млрд долл, что будет соответствовать 3 месяцам критического импорта.

При этом к 2020 г ЗВР Беларуси должны быть сформированы преимущественно на бездолговой основе. Это важно, так как сейчас в составе ЗВР около 2 млрд долл представляют собой депозит правительства, еще около 2 млрд долл – долг по валютным облигациям НББ.

Интересно, что в мае 2016 г председатель правления НББ Павел Каллаур высказывался на тему минимально необходимых стране ЗВР. Год назад глава НББ заявлял, что ЗВР Беларуси должны составлять не менее 10 млрд долл.

В течение мая поступала информация о деталях решений, которые правительства Беларуси и России приняли в ходе переговоров по нефтегазовым вопросам. Так, от вице-премьера Владимира Семашко стало известно, что в апреле власти обеих стран договорились о предложении друг другу неких интеграционных проектов. До конца 2017 г Беларусь и Россия должны согласовать по три таких проекта с каждой стороны. Семашко пояснил, что формы сотрудничества стран по интеграционным проектам ожидаются различными. Замглавы правительства отметил, что это может быть как обмен активами, так и покупка пакета акций. По словам вице-премьера, рассматриваются интеграционные проекты в сфере машиностроения, нефтехимии, в нефтегазовом секторе.

В случае покупки российской стороной доли в каком-либо белорусском предприятии власти смогут пополнить казну валютой за счет средств из данного источника. Пока же доходы от реализации госимущества незначительны. Поступления в республиканский бюджет по законодательству о приватизации за I квартал составили лишь 0,3 млн бел руб, в местные бюджеты – 1,4 млн бел руб.

В мае правительство приобрело миноритарный пакет акций Белагропромбанка на 102,4 млн бел руб. Ранее по указу о создании Агентства по управлению активами планировалось реализовать этот пакет инвесторам на неорганизованном рынке без составления бизнес-плана.

В конце мая представитель топ-менеджмента Газпрома подтвердил, что цена на газ для Беларуси в 2017 г останется приблизительно на уровне 2016 г. В 2016 г контрактная цена составляла 132 долл за тыс куб м. Соответственно, расход Беларусью валюты на оплату газа останется примерно тем же.

На июнь запланирована активизация диалога властей с внешними кредиторами. 5-12 июня в Минске будет работать миссия МВФ во главе с Питером Долманом. Специалисты фонда обсудят с властями ситуацию в экономике Беларуси и проведут подготовительную работу в преддверии ежегодной миссии МВФ по статье IV, которая ожидается в октябре.

22–26 мая Беларусь посетила команда экспертов Евразийского банка развития (ЕАБР), являющегося управляющим средствами ЕФСР, во главе Алишером Мирзоевым. Группа ЕАБР приезжала с целью проведения консультаций с госорганами по внесению изменений в программу, поддерживаемую кредитом фонда. Окончательный перечень дополнительных мер в программу будет представлен на рассмотрение Совета ЕФСР, заседание которого планируется на конец июня - июль.

Несколькими днями позднее министр финансов Владимир Амарин подтвердил, что в 2017 г власти рассчитывают на получение от ЕФСР до 1 млрд долл. Кроме того, по словам министра, в высокой степени проработки находится привлечение кредита правительства России на 700 млн долл. Кредит необходим Минфину для рефинансирования долга перед этой страной.

Таблица. Возможные источники поступления валютных средств в Республику Беларусь

п/п

Источник средств

Предполагаемая сумма

Описание ситуации

Вероятность поступления

1

Кредит из средств ЕФСР (ранее – АКФ ЕврАзЭС)

2,0 млрд долл; как сообщили в июне 2016 г в ЕФСР, ставка по данному кредиту зафиксирована на уровне 4,06% годовых.

Кредит состоит из семи траншей. Первый транш на 500 млн долл поступил 30 марта 2016 г, второй (300 млн долл) – 29 июля 2016 г, третий – 26 апреля 2017 г.

Сроки и условия получения четвертого транша (на 300 млн долл) пока точно не известны. Скорее всего, уточнение условий состоится не ранее III квартала.

2

Перечисление экспортных пошлин на нефтепродукты из российской нефти целиком в белорусский бюджет, а также поступления от экспорта сырой нефти, добытой на территории Беларуси

В проект бюджета на 2017 г заложено поступление 491,7 млн долл пошлин на нефтепродукты (при цене нефти Urals в 35 долл за баррель).

По данным Минфина России, в январе 2017 г средняя цена Urals сложилась на уровне 53,16 долл за баррель, в феврале 2017 г – 53,49 долл за баррель, в марте 2017 г – 49,76 долл за баррель, в апреле 2017 г – 51,11 долл за баррель.

Если средние по году цены на нефть окажутся выше прогнозных 35 долл, а поступления от реэкспорта 6 млн тонн нефти будут использованы в Беларуси, то общий объем пошлин увеличится до 2 раз к заложенному в бюджет.

3

Кредит МВФ в рамках программы расширенного финансирования

До 3 млрд долл под 2,28% на 10 лет. В октябре 2016 г руководство НББ заявило, что объем ресурсов программы может быть увеличен до 3,4 млрд долл.

В начале июня в Минск прибывает очередная миссия МВФ. Однако консультации с властями будут чисто техническими.

Некий прорыв в договоренностях может состояться в октябре 2017 г, однако на сегодня власти не проявляют особого интереса к кредитной программе с МВФ на его условиях.

4

Приватизация государственных активов

Проектом республиканского бюджета на 2017 г предусмотрено поступление 274,4 млн бел руб, или 125,0 млн долл по курсу в бюджете – 2,1954 бел руб за 1 долл. 

Использование средств от приватизации госимущества в 2017 г в расходной части бюджета не предусматривается, что говорит об отсутствии реальных намерений о продаже инвесторам госсобственности.

Фактическое поступление средств от приватизации госимущества за январь-март 2017 г составило только 1,7 млн бел руб. С высокой вероятностью годовой план по привлечению доходов из данного источника будет провален.

5

Кредиты иностранных заимодателей (кроме международных финансовых организаций)

Бюджет на 2017 г предусматривает только погашение основного долга по таким кредитам, отдельной строки «использование кредитов» нет.

Согласно бюджету на 2017 г погашение основного долга по кредитам государств и иных иностранных кредиторов составит 1348,7 млн бел руб.

Ожидается, что долг перед Россией будет рефинансирован за счет выделения из российского бюджета нового кредита на сумму около 700 млн долл.

6

 

Размещение Минфином Беларуси валютных облигаций

Очередной выпуск евробондов – до 1 млрд долл, а также 360 млн долл по внутренним гособлигациям.

Если размещение евробондов состоится в 2017 г, то более вероятным выглядит размещение в конце IV квартала.

В мае 2017 г биржевые котировки евробондов с погашением в январе 2018 г колебались в основном между 102,6% и 103,7% от номинала. Доходность по выпуску к концу мая 2017 г была на уровне 4,6% годовых.

За январь-май 2017 г Минфин реализовал валютные облигации на сумму 301,9 млн долл и 51 млн евро, в том числе через биржу – 200 млн долл и 50 млн евро. В мае 2017 г первичное размещение валютных облигаций Минфина не отмечалось.

7

Экспортная пошлина на калийные удобрения

Порядка 500-550 млн евро в эквиваленте.

Ставка пошлины на калийные удобрения в 2017 г установлена на уровне 55 евро за тонну. По словам гендиректора Беларуськалия, экспорт удобрений в 2017 г оценивается в объеме 9-9,5 млн т.

Ситуация на мировом рынке калийных удобрений стабилизировалась, вероятность поступления запланированного в бюджете объема пошлин высока.

8

Кредитные ресурсы Всемирного банка (ВБ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)

В программе развития на 2016-2020 гг. прописано доведение объема операций Всемирного банка до 300 млн долл, а также реализация проектов за счет ЕБРР на сумму до 250 млн долл.

Объем привлеченных ресурсов и процентная ставка по ним зависят от факта наличия кредитной программы с МВФ.

Из-за отсутствия явного прогресса в переговорах с МВФ средства от пула международных кредиторов скорее всего поступят в минимальном объеме.

 

9

Кредитные ресурсы Европейского инвестиционного банка (ЕИБ)

До 200 млн евро в течение 2017 г.

В мае 2017 г было подписано соглашение о сотрудничестве с ЕИБ.

По сообщению МИД Беларуси, ЕИБ планирует вложить в финансирование белорусских проектов до 200 млн евро.

10

Внешние кредитные ресурсы через Банка развития

В 2017 г ожидается привлечение на внешних рынках капитала не менее 330 млн евро в эквиваленте.

Объем привлечения ресурсов определен на заседании наблюдательного совета Банка развития в декабре 2016 г.

По сравнению с 2016 г объем ресурсов возрастает на 22%. Пока показатель на 2017 г для Банка развития видится выполнимым.

11

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на чистой основе

По оценке Совмина, в 2017 г будет привлечено не менее 1,4 млрд долл ПИИ на чистой основе.

Фактическое поступление ПИИ за январь-март 2017 г составило 832,7 млн долл, в том числе в банковский сектор – 211,4 млн долл.

Объем ПИИ за I квартал был меньше, чем за такой же период 2016 г (972,9 млн долл). Прогноз на 2017 г исполнится только при лучшем притоке ПИИ в II-IV кварталах.

 

Поделиться: