USD/BYN 3.2421EUR/BYN 3.464100 RUB/BYN 3.4968

В 2018 г власти Беларуси будут раскручивать внутренний спрос в экономике

МИНСК, 2 апреля – ПраймПресс. Власти Беларуси в 2018 г сделали ставку на рост внутреннего спроса, о чем свидетельствует зарплатная политика, ожидания чиновников в части роста инвестиций и оживления банковского кредитования. Сдерживающими факторами может выступить ограничение кредитования физлиц, о котором объявил Национальный банк, и осторожность в вопросе дальнейшего снижения стоимости кредитных ресурсов.

ПОЛИТИКУ СТИМУЛИРОВАНИЯ СПРОСА ЗАЛОЖИЛИ ЕЩЕ В 2017 Г

В ноябре 2017 г состоялся доклад правительства, Национального банка Беларуси (НББ) и местных властей об итогах развития экономики за 9 месяцев и планах на 2018 г. Во время доклада премьер-министр Андрей Кобяков заявил, что в 2018 г власти займутся восстановлением внутреннего спроса.

При этом Кобяков уточнил, что правительство надеется простимулировать рост внутреннего спроса без последствий в виде нагрузки на платежный баланс и соразмерно с вкладом внешней конъюнктуры. Также Кобяков сообщил, что заделы под увеличение спроса внутри Беларуси правительство и НББ создали уже в 2017 г – за счет роста зарплат и смягчения денежно-кредитной политики.

В феврале 2018 г о необходимости разгона спроса в экономике рассказал глава государства. Лукашенко выразил удовлетворение имеющейся динамикой спроса населения, но пожелал, чтобы в дальнейшем темпы восстановления доходов к докризисным отметкам ускорились.

Впрочем, президент на словах предостерег государственный аппарат от резких действий по накачке зарплат. Лукашенко заявил, что «людям надо платить нормальную зарплату, но деньги надо заработать».

Описанные выше подходы к способам обеспечения экономического роста нашли отражение в постановлении Министерства экономики Беларуси от 30 января 2018 г №2. Документ определил расчетные балансовые показатели прогноза социально-экономического развития на 2018 г и предназначил их для использования при планировании всеми заинтересованными лицами. Под заинтересованными почти наверняка имелись в виду отраслевые ведомства и местные органы власти.

В постановлении №2 Минэкономики указало, что балансовые показатели прогноза на 2018 г были рассчитаны исходя из фактического роста ВВП за 2017 г на 2,4%, среднегодовой цены на нефть марки Urals в 53 долл за баррель и среднегодового курса российского рубля в 60,5 рос руб за 1 долл.

Что касается прогноза по росту экономики на 2018 г, то в документе Минэкономики повторило цифры, которые попали в указ президента и постановление Совмина о задачах социально-экономического развития. Ожидается, что за 2018 г ВВП страны увеличится в сопоставимых ценах на 3,5%.

Минэкономики также прописало целевое значение ВВП в денежном выражении. По оценкам ведомства, ВВП Беларуси в 2018 г составит 116,72 млрд бел руб. Кроме курса долл/рос руб специалисты Минэкономики заложили в постановление №2 среднегодовое значение курса долл/бел руб – 2,036 бел руб за 1 долл.

Указанные данные позволяют рассчитать ожидаемые правительством значение ВВП и темп роста экономики в долларовом эквиваленте – 57,33 млрд долл и 5,4% соответственно. Выходит, что госэксперты прогнозируют следующее: в текущих долларах экономика Беларуси второй год подряд вырастет на больший процент, чем в белорусских рублях с поправкой на инфляцию (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1.


РАЗОГРЕВУ СПРОСА БУДУТ СПОСОБСТВОВАТЬ ИНВЕСТИЦИИ

Важным индикатором, который косвенно свидетельствует о грядущем разогреве спроса в экономике, являются инвестиции. По прогнозу правительства, инвестиции в основной капитал в 2018 г вырастут в реальном выражении на 5%. Доля инвестиций в ВВП будет доведена до 20% (см. диаграмму 2). Эта доля ниже, чем в докризисные годы, но выше, чем в два предыдущих.

В 2018 г власти ожидают снижение инвестиций из средств бюджетной системы – на 5,9%, а также инвестиций из зарубежных источников (кроме кредитов иностранных банков) – на 11,9%.

Основной вклад в рост инвестиций в Беларуси должны внести инвестиции из средств предприятий (+7,5%), инвестиции населения (+12,3%), инвестиции в виде кредитов белорусских банков (+24,9%). Судя по данным Минэкономики, вместе эти три источника инвестиций дадут в 2018 г более 87% прироста вложений в экономику.

Диаграмма 2.


Последние несколько лет власти Беларуси разрешали предприятиям не начислять амортизацию по основным средствам и нематериальным активам. Такое право предоставлено коммерческим организациям (за исключением банков) и на 2018 г.

В краткосрочном периоде неначисление амортизации позволяет улучшить общие финансовые результаты (увеличить налогооблагаемую прибыль). Однако на долгую перспективу у предприятий, не начисляющих амортизацию, вымываются ресурсы для будущих инвестиций в производство.

С 2015 г свою модель поведения изменило население. С этого времени денежные расходы домашних хозяйств стали превышать их денежные доходы. Превышение расходов над доходами не прекратилось и в конце 2017 г. Граждане предпочитают не сберегать, а тратить растущие доходы.

ВНОВЬ ОПЕРЕЖАЮЩИЙ РОСТ ИМПОРТА?

В условиях Беларуси дефицит сбережений и растущие финансовые возможности субъектов хозяйствования означают рост спроса на импорт. Видимо, схожими соображениями руководствовались власти Беларуси, когда предположили, что темп роста импорта товаров начнет превышать темп роста экспорта (см. диаграмму 3). В 2017 г импорт товаров увеличивался с той же скоростью, что и экспорт.

Опережающий темп роста экспорта власти оставили для стран, кроме ЕС и стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В т.н. страны «дальней дуги» Беларусь активно экспортирует калийные удобрения, оружие и товары двойного назначения.

Диаграмма 3.


СТИМУЛИРОВАНИЕ СПРОСА ОСЛАБИТ РЕЗЕРВЫ

Согласно основным направлениям денежно-кредитной политики на 2018 г перед властями стоит цель не допустить сокращения международных резервных активов Беларуси ниже отметки 6 млрд долл (см. диаграмму 4). По сравнению с началом года может произойти снижение ЗВР на 1,3 млрд долл.

Очевидно, что часть резервов властей будет потрачена на обслуживание валютных долгов. Однако размер ЗВР в теории можно сохранить, если ужесточить монетарную и фискальную политику. Поэтому вероятно, что правительство и НББ поставили такой ориентир по сумме резервов на начало 2019 г, в том числе имея в виду «откручивание гаек» в области внутреннего спроса.

Диаграмма 4.


В ОСНОВЕ РАСТУЩЕГО СПРОСА НАКАЧИВАНИЕ ЗАРПЛАТ

Отображением роста внутреннего спроса выступает рост розничного товарооборота. По прогнозу властей товарооборот ритейла в 2018 г увеличится к относительно высокой базе 2017 г больше, чем товарооборот 2017 г возрос к низкой базе 2016 г (см. диаграмму 5).

Диаграмма 5.


Динамика розничного товарооборота будет поддерживаться высокими темпами роста реальных зарплат. Минэкономики включило в текст постановления №2 целевые задачи по наращиванию доходов населения, которые поставил перед правительством президент.

В частности, согласной одной из таких целевых задач, среднегодовая начисленная зарплата в 2018 г должна достичь 1000 бел руб. В процентном измерении это означает рост номинальных зарплат на 22,9%, реальных зарплат – на 16,3%.

Средняя по Беларуси начисленная зарплата за январь 2018 г составила 859 бел руб, за февраль 2018 г – 850,4 бел руб. При условии, что правительство обеспечит в марте выход на среднюю зарплату в 1000 бел руб и будет поддерживать ее до декабря, в декабре для решения президентской задачи станет необходимо поднимать зарплату примерно до 1300 бел руб.

Понятно, что никаких экономических оснований для роста зарплаты на 30% за 1 месяц не имеется, так как в Беларуси отсутствует гиперинфляция, а производительность труда увеличивается медленно. Административное повышение зарплат в IV квартале 2017 г привело к тому, что на протяжении трех месяцев кряду НББ не мог купить на биржевых торгах валюту для поддержания уровня ЗВР.

Описанный сценарий накачки зарплат ради выполнения поручений президента означает еще более резкое увеличение давления на внутренний валютный рынок, чем в конце 2017 г. Зарплатная задача может быть решена, но ценой длительной разбалансировки валютного рынка и обесценения белорусского рубля.

Угрозу новой девальвации уже сейчас видит персонал Международного валютного фонда (МВФ). О рисках обесценения белорусского рубля 28 марта заявил старший региональный представитель МВФ в Центральной и Восточной Европе Бас Баккер.

НАЦБАНК РЕШИЛ ВЫСТУПИТЬ С ПРЕВЕНТИВНЫМИ МЕРАМИ

Из-за переориентации населения в сторону потребления при растущих доходах в стране отмечается взрывной рост потребительского кредитования (см. диаграмму 6). В 2017 г на это явление обратили внимание международные кредиторы Беларуси. Так, Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) рекомендовал властям вернуть на рынок ограничители, затрудняющие получение физлицами новых кредитов.

Диаграмма 6.


В процессе подготовки и утверждения прогноза на 2018 г план по строительству жилья в Беларуси был увеличен с 3,5 млн кв м до 4 млн кв м. Соответственно, были скорректированы вверх лимиты на жилищное кредитование. Оживление на рынке жилищных кредитов для населения наблюдается со второй половины 2017 г. С высокой вероятностью в 2018 г жилищное кредитование станет главным драйвером роста выдачи новых займов населению.

Официальную озабоченность состоянием рынка кредитов физлиц НББ высказал в конце марта. Заместитель председателя правления НББ Дмитрий Лапко сообщил, что с 1 мая планируется корректировка условий выдачи кредитов населению.

Суть корректировки состоит в том, чтобы запретить банкам предоставлять гражданам новые кредиты, если расходы на обслуживание ранее накопленных ими долгов равны или превышают 40% от доходов таких лиц. Ряд руководителей коммерческих банков назвали новый норматив от НББ консервативным и выразили надежду на его постепенное повышение в будущем.

В целом, нестабильность в экономике Беларуси может реализоваться в кризисную ситуацию в случае длительного (от нескольких месяцев) административного повышения внутреннего спроса. Основным каналом для раскачки негативных процессов остается зарплатная политика властей. Впрыск в экономику избыточных денег наиболее вероятен в конце IV квартала. Реалистичность данного события не поддается точной оценке, так как зависит от политической воли узкого круга людей, принимающих решения.

Поделиться: