МИНСК, 28 ноября – ПраймПресс. Официальный Минск пытается выбирать более выгодные форматы интеграционного взаимодействия, лавируя между Союзным государством России и Беларуси (СГ) и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). В настоящий момент жесткая увязка преференциальной поддержки России с углублением интеграции в рамках СГ актуализирует для Минска более «мягкий» интеграционный формат ЕАЭС.
Участие в ЕАЭС пока не стимулирует экономический рост в Беларуси
Участие Беларуси в ЕАЭС очевидным образом обусловлено ее интересами в оптимизации экономического взаимодействия с Россией. В первую очередь - по сохранению позиций промышленного и аграрного белорусского экспорта на российском рынке, чему, как ожидалось, должны способствовать базовые условия, на которых создавался союз: обеспечение свободы движения капиталов, товаров, работ и услуг, формирование единых рынков.
Данная обусловленность хорошо иллюстрируется внешнеторговой статистикой. Так, товарооборот Беларуси со странами ЕАЭС в январе-сентябре 2019 г уменьшился на 1,7% к уровню января-сентября 2018 г и составил 26,6 млрд долл США (50,7% от общего товарооборота Беларуси в 52,4 млрд долл): экспорт – 10,6 млрд долл (+3,7% к уровню января-сентября 2018 г), импорт – 16 млрд долл (минус 4,9%). При этом доля России – 25,7 млрд долл (минус 1,8%) - составила 96,61% в общем товарообороте со странами ЕАЭС (в 2018 г – 93,2%). В том числе белорусский экспорт в РФ - 9,85 млрд долл (+4%), импорт – 15,85 млрд долл (минус 5,1%).
Масштабы торговли с другими участниками ЕАЭС не столь значительны: с Казахстаном - 710,1 млн долл (+2,9%), с Кыргызстаном – 85,6 млн долл (минус 0,7%), с Арменией – 48,1 млн долл (+37,8%). Для сравнения: товарооборот Беларуси с Украиной увеличился в январе-сентябре 2019 г на 6% к уровню января-сентября 2018 г до 4,4 млрд долл (при положительном для Беларуси сальдо в 1,9 млрд долл).
Стоит отметить, что пять лет функционирования ЕАЭС (с 1 января 2015 г) не стали для Беларуси периодом прорывного экономического роста: за 2015-2016 гг ВВП Беларуси сократился на 6,2% до 62 млрд долл (с пиковых 76 млрд долл в 2014 г), за 2017-2018 гг - увеличился на 5,6% до 59,7 млрд долл в эквиваленте. Причины – не только слабое стимулирующее воздействие интеграционной среды ЕАЭС, но и неэффективная структура белорусской экономики с доминирующим госсектором.
Это и сегодня не позволяет белорусскому правительству оперативно и гибко реагировать на изменения внешнеэкономической конъюнктуры, а также в немалой степени определяет высокую зависимость от российского рынка, как источника критически важного нефтегазового импорта, основного канала сбыта низкоконкурентной промышленной и аграрной продукции. Так, в общей структуре белорусского экспорта доля РФ составляет 48-50%, в части экспорта продовольствия – до 90%, промышленного экспорта – до 80%. Кстати, по итогам стартового 2015 г был зафиксирован настоящий обвал белорусско-российского товарооборота - на 29% к уровню 2014 г до 20,417 млрд долл, в том числе экспорта – на 35% до 7,989 млрд долл, импорта – на 25% до 12,428 млрд долл. В дальнейшем ситуация выровнялась, и по итогам 2018 г объем взаимной торговли товарами РБ и РФ достиг 35,6 млрд долл (+9,4% к уровню 2017 г), в том числе белорусский экспорт - 12,9 млрд долл (+0,4%), импорт - 22,6 млрд долл (+15,4%).
Приведенная статистика отражает изначально сложившийся структурный моноцентризм ЕАЭС и системные особенности экономик участников союза: Россия с ее емким внутренним рынком и значительным финансово-ресурсным потенциалом является центром притяжения экономических интересов «младших партнеров». Так, интеграционные приоритеты для Беларуси - дешевые энергоносители и преференции для аграрного и промышленного экспорта в РФ, для Кыргызстана – доступ на общий рынок для продукции животноводства и реэкспортируемых китайских потребительских товаров, для Армении – льготные поставки углеводородов и поддержка электроэнергетического сектора, для Казахстана – доступ к экспортным трубопроводным системам.
Оплатить полную версию обзора: