МИНСК, 13 июля – ПраймПресс. По итогам 5 месяцев 2021 г розничный товарооборот в Беларуси составил 22,808 млрд бел руб. По отношению к сопоставимому периоду 2020 г розничные продажи сократились на 0,7%.
Справочно: за январь-май 2020 г розничный товарооборот вырос к аналогичному периоду 2019 г на 3,4%. При этом стоит отметить, что в прошлом году рост товарооборота обусловили в основном ажиотажные продажи в феврале-марте, связанные с девальвацией белорусского рубля. В апреле-июне 2020 г последовал спад продаж, обусловленный первой волной эпидемии коронавируса.
За май 2021 г розничный товарооборот составил 4,908 млрд бел руб и вырос в сопоставимых ценах на 3,3% к аналогичному месяцу 2020 г. Увеличение продаж идет к низкой базе предыдущего года.
В июле 2020 г розничный товарооборот возрос на 4,3% к сопоставимому месяцу 2019 г. По всей видимости, рост был обусловлен ослаблением первой волны эпидемии. В связи с этим в июле 2021 г ожидается сдержанная динамика продаж.
Стагнация внутреннего спроса
7 июля Евразийский банк развития (ЕАБР) представил макроэкономический прогноз для стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Экономисты ЕАБР сообщили, что «рост белорусской экономики в первой половине 2021 г складывается выше ожиданий, однако стагнация внутреннего спроса вызывает опасения в его качестве».
По мнению аналитиков ЕАБР, в текущем году «сказался эффект низкой базы 2020 г». По оценкам ЕАБР, несмотря на высокий рост в промышленности, «индикаторы внутреннего спроса указывают на его стагнацию». У экономистов ЕАБР это «вызывает опасения относительно качества роста экономики».
По расчетам ЕАБР, «данные по росту ВВП указывают на его постепенное затухание». В ЕАБР оценили ВВП Беларуси в мае с устранением сезонных колебаний «вблизи уровня предыдущего месяца», что указывает на обнуление роста экономики после корректировки на сезонность.
Согласно оценкам ЕАБР, «потребительская активность в I полугодии 2021 г остается слабой». Увеличение розничного товарооборота в апреле-мае «объясняется исключительно эффектом низкой базы прошлого года, связанной с негативным влиянием на потребление первой волны пандемии».
Экономисты ЕАБР провели расчеты по очистке данных о розничном товарообороте в апреле-мае 2021 г от эффектов, связанных с сезонностью. По их данным, во II квартале продажи в рознице по Беларуси снизились относительно уровня I квартала 2021 г. По оценкам экспертов ЕАБР, «это указывает на слабость потребительского спроса в условиях замедления роста доходов населения и снижения кредитования».
Значимого увеличения товарооборота к докризисному уровню не происходит
Размер розничного товарооборота в долларовом эквиваленте увеличился в апреле-мае 2021 г (см. диаграмму 1). Данный рост объясняется резким сокращением продаж в апреле-мае 2020 г (эффект низкой базы).
Также следует отметить, что в апреле-мае 2021 г долларовый товарооборот не восстановился к отметкам сопоставимых месяцев 2019 г, поскольку рост в текущем году был меньше, чем падение в 2020 г. В летние месяцы ожидается продолжение номинального роста розничных продаж в долларовом эквиваленте, однако с высокой вероятностью они снова будут отставать от уровней, достигнутых в 2019 г.
О стагнации потребительского спроса в Беларуси свидетельствует информация о сокращении ассортимента онлайн-гипермаркета E-dostavka. Согласно комментарию ЗАО «Интернет-магазин «Евроопт» ресурсу onliner.by, «ассортимент мы действительно сократили в связи с тем, что было принято решение сконцентрироваться на таких направлениях, как супербыстрая и быстрая доставка продуктов».
В ЗАО «Интернет-магазин «Евроопт» добавили, то «из-за такой смены бизнес-модели внутри отделов и управлений проводится ротация кадров», «идут процессы трудоустройства, и, к сожалению, увольнения». Данный онлайн-гипермаркет юридически зарегистрирован в Минском районе, но фактически осуществляет поставки товаров по крупным населенным пунктам на всей территории Беларуси.
Диаграмма 1.
В апреле-мае 2021 г драйвером роста розничного товарооборота по отношению к 2020 г стали продажи товаров из непродовольственной группы (см. диаграмму 2). Вместе с тем, рост произошел к низкой базе сравнения и отражает лишь восстановление показателей после резкого спада в прошлом году. Значимого увеличения розничного товарооборота к докризисному уровню, который отмечался в 2019 г, пока не происходит.
Диаграмма 2.
Продажи упали в приграничных регионах с ЕС
По итогам 5 месяцев 2021 г розничный товарооборот незначительно увеличился к сопоставимому периоду 2020 г в Гомельской, Минской и Могилевской областях (см. диаграмму 3).
Данное распределение областей не является случайным, т.к. сильнее всего пострадал товарооборот в приграничных городах и районах. В частности, Минская область не имеет районов, которые граничат с иными государствами. Могилевская область не граничит со странами ЕС и граничит с Россией, с которой трансграничное движение уже начало восстанавливаться. Гомельская область имеет общую границу с Россией и Украиной, но не с Евросоюзом.
Диаграмма 3.
Напротив, Брестская, Витебская и Гродненская области имеют протяженную границу с ЕС. В этих областях сильнее всего пострадал товарооборот в районах вокруг госграницы с Польшей, Литвой и Латвией.
Так, аутсайдерские позиции по динамике розничного товарооборота заняли Верхнедвинский, Ошмянский, Островецкий, Каменецкий, Браславский, Брестский, Малоритский, Гродненский, Берестовицкий и Вороновский районы. В названных регионах значительную долю товарооборота формировали покупки товаров непродовольственной группы (прежде всего, бензин и дизельное топливо) транзитным грузовым транспортом, а также белорусами, выезжающими из страны на личных автомобилях.
Беларусь до сих пор сохраняет ограничения на выезд из страны по наземным пунктам пропуска. По всей видимости, розничные продажи в приграничных регионах будут находиться под давлением до полной отмены этих ограничений.
Высокая доля товаров продовольственной группы в розничном товарообороте как правило указывает на низкий уровень доходов потребителей. По итогам 5 месяцев 2021 г только за счет Минска удельный вес продовольствия в продажах по Беларуси удержался чуть ниже 50% (см. диаграмму 4).
Диаграмма 4.
Специфичная динамика розничного товарооборота в Минской области – падение продаж продовольствия при росте продаж остальных товаров (см. диаграмму 5) – объясняется регистрацией в Минском районе группы крупных розничных компаний, подразделения которых ведут операционную деятельность в интернете (продажа товаров через интернет-магазин с последующей доставкой по стране).
Наименее пострадавшей в 2021 г выглядит Могилевская область. Возможные причины мы поясняли выше: данный регион граничит только с Россией, с которой жесткие ограничения на передвижение имели место меньший период. Также в Могилевской области нет экономического смысла приобретать бензин и дизельное топливо на приграничных АЗС: на территории РФ данные товары стоят дешевле.
Диаграмма 5.
Темпы роста реальных доходов населения замедлились, снижается потребительское кредитование
В упомянутом выше документе ЕАБР экономисты банка отметили замедление роста доходов населения и снижение кредитования. Данные тезисы ЕАБР подтверждаются официальной белорусской статистикой (см. диаграмму 6). В 2021 г наблюдаются меньшие темпы роста реальных располагаемых доходов, нежели в 2020 г.
Диаграмма 6.
Помимо роста реальных доходов вторым драйвером роста потребительской активности обычно выступает расширение выдачи кредитов на потребительские нужды. С сентября 2020 г в Беларуси фиксируется обратная тенденция: сокращение задолженности по потребительским кредитам (см. диаграмму 7). Всего с сентября 2020 г по май 2021 г совокупный размер обязательств физических лиц по потребительским кредитам снизился на 621 млн бел руб.
Это сокращение связано с решениями, принятыми в конце августа 2020 г: Нацбанк ограничил предоставление рублевой ликвидности в систему через постоянно доступные операции. Регулятор был вынужден пойти на такой шаг, т.к. стандартный механизм сглаживания напряженности на финансовом рынке (повышение процентных ставок) угрожает кризисом неплатежей и банкротствами в госсекторе. В марте 2021 г ограничение постоянно доступных операций было продлено на неопределенный срок.
Диаграмма 7.
На уровень розничного товарооборота может негативно влиять неполная занятость на предприятиях реального сектора экономики (см. диаграмму 8). Работники, которые заняты неполный рабочий день, получают меньшую заработную плату, чем в стандартных условиях, и соответственно предъявляют меньший спрос на товары и услуги.
Диаграмма 8.
Согласно официальным данным, весной 2021 г уровень неполной занятости упал ниже отметок сопоставимых месяцев 2020 г. Следовательно, влияние на розничный товарооборот со стороны неполной занятости в текущем году минимизировано.
Инфляция продолжает ускоряться
Ускорение инфляции из-за падения покупательской способности населения в целом отрицательно влияет на темпы розничного товарооборота в реальном выражении. Потребительские цены в мае 2021 г по сравнению с декабрем 2020 г выросли на 5,2% при годовом ориентире Нацбанка в 5%. Данный ориентир записан в основные направления денежно-кредитной политики (ОНДКП) на 2021 г и предполагает удержание темпов инфляции в годовом выражении на уровне не выше 5% к концу года.
Таким образом, уже официально данную задачу можно считать проваленной. Для достижения цели, объявленной в ОНДКП, необходимо, чтобы в оставшиеся месяцы постоянно фиксировалась дефляция или неизменность цен. Такого никогда не было в истории суверенной Беларуси и тем более это маловероятно в нынешних условиях.
11 июня начальник управления исследований и стратегического развития Нацбанка Наталья Мирончик заявила, что «у нас (в Беларуси) динамика цен сильно связана с динамикой курса, и соответственно, когда происходит колебание обменного курса, это очень быстро передается и в рост цен».
По словам Мирончик, «у нас недостаточный уровень доверия к монетарной политике, неустойчивая привязка инфляционных ожиданий к цели по инфляции, высоки риски обесценения национальной валюты и ускорение инфляции».
Мирончик добавила, что «если в предыдущие годы низкая инфляция и в развитых странах, и в России благоприятствовала и способствовала тому, что мы могли обеспечивать снижение инфляции и выполнять цель в 5%, то сейчас ускорение инфляционных процессов и в странах – торговых партнерах усложняет нам реализацию монетарной политики».
По мнению Мирончик, «выбор будет очень сложным: или обеспечить цель по инфляции в 5%, но при этом ограничить деловую активность, что может негативно сказаться на экономическом росте, или все-таки поддерживать приемлемые темпы экономического роста, но тогда инфляция будет отклоняться от целевого показателя».
По данным Белстата, в мае 2021 г рост потребительских цен в годовом выражении составил 9,4% (см. диаграмму 9), что является максимальным значением с января 2017 г.
Базовая инфляция, отражающая изменение потребительских цен без учета позиций с государственным регулированием и без учета позиций, для которых характерны сезонные скачки цен (фрукты и овощи), в мае 2021 г достигла 9,3%. Такой высокой базовой инфляции в Беларуси не наблюдалось с декабря 2016 г.
Диаграмма 9.
При разгоне инфляции в стране важное значение имеют инфляционные ожидания. В Беларуси инфляционные ожидания субъектов хозяйствования не нормализуются к уровням, наблюдавшимся до кризиса 2020 г, и остаются на повышенных отметках (см. диаграмму 10). В июне 2021 г лишь 9,7% респондентов Нацбанка ожидало замедление инфляции в следующие 3 месяца, тогда как 47,5% ждали сохранение темпов роста цен, а 33,3% – их ускорение.
Диаграмма 10.
По расчетам аналитиков группы главного экономиста ЕАБР инфляция в Беларуси с высокой вероятностью останется выше 9% в ближайшие месяцы. По оценкам ЕАБР, существенное проинфляционное воздействие оказывает рост стоимости топлива и повышение мировых цен на продовольствие, металлы и стройматериалы, вероятные затруднения в транспортно-логистических цепочках, а также ускорение роста цен в России. В ЕАБР считают, что на фоне повышенных инфляционных ожиданий в стране наблюдаемое с середины апреля укрепление белорусского рубля может иметь сильно ограниченное влияние на изменение потребительских цен.
Потребительский и инвестиционный спрос останутся сдержанными
Согласно опубликованному в начале июля базовому прогнозу ЕАБР во второй половине 2021 г ожидается замедление роста белорусской экономики до 1,3% по итогам года. По оценкам ЕАБР, потребительский и инвестиционный спрос в Беларуси останутся сдержанными в июле-декабре 2021 г. На активности потребителей и инвесторов «продолжат сказываться высокая неопределенность и повышенные риски, замедление роста доходов населения и увеличение стоимости кредитования».
В ЕАБР считают, что санкции ЕС, США и Великобритании «скажутся на экспортном потенциале страны, инвестиционном климате и впоследствии на потребительской и инвестиционной активности». По расчетам ЕАБР, потери роста ВВП Беларуси в 2021 г могут составить около 1-1,5 п.п.
В базовом сценарии ЕАБР на 2022 г экономический рост в Беларуси станет нулевым. Такое возможно «из-за ожидаемых негативных последствий для белорусской экономики от усиления внешнеэкономического давления».
Согласно расчетам ЕАБР, темпы роста потребительских цен в 2021-2022 гг останутся выше ориентира Нацбанка. Евразийский банк ждет инфляцию 8,7% (год к году) в декабре 2021 г и 6,1% в декабре 2022 г. Темпы инфляции в Беларуси будут наиболее высокими в регионе ЕАЭС, а темпы экономического роста – самыми низкими.
В ЕАБР отметили, что неопределенность прогноза по Беларуси «крайне высока из-за сложности оценки потенциального влияния западных ограничений на белорусский экспорт, приток инвестиций и поведение домашних хозяйств».
Экономисты ЕАБР полагают, что в краткосрочном периоде в Беларуси «стимулирование деловой активности возможно посредством наращивания эмиссионного кредитования». По оценкам аналитиков, данный инструмент не способен увеличить потенциал роста в долгосрочном периоде и «может привести к девальвации белорусского рубля и ускорению инфляции».