USD/BYN 3.1893EUR/BYN 3.513100 RUB/BYN 3.5116

Обзор реального сектора экономики Республики Беларусь за 2020 г

МИНСК, 26 января - ПраймПресс. По итогам 2020 г белорусская экономика сохранила отрицательную динамику, несмотря на усилия властей. ВВП страны не выбрался из отрицательной зоны, существенно ускорилась инфляция, усилились негативные ожидания, выросло расслоение общества по уровню доходов. При этом Беларусь переживает политический кризис после президентских выборов августа 2020 г, который негативно сказывается на экономическом поведении резидентов и приводит к усилению внешней изоляции страны.

Таблица 1. Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь

Показатель

Факт за январь-декабрь 2020 г, млрд бел руб

Январь-декабрь 2020 г к январю-декабрю 2019 г

Официальный прогноз на 2020 г

Валовой внутренний продукт

147,0

минус 0,9%

+2,8%

Продукция промышленности

116,5

минус 0,7%

+2,2%

Инвестиции в основной капитал

28,7

минус 6,8%

+4%

Инфляция с начала года, %

7,4

1,2*

не выше 5%

Сальдо внешней торговли товарами и услугами, млн долл

+1980,6** (+3,6% к ВВП)

+233,7*** (+0,4% к ВВП)

+1% к ВВП

Реальные располагаемые денежные доходы населения, % к аналогичному периоду 2018 г

+4,4**

+6,4***

+2,4%

* декабрь 2020 г к ноябрю 2020 г

** за январь-ноябрь 2020 г

*** за январь-ноябрь 2019 г

ВВП в очередной раз ниже прогноза

За последние 10 лет (с 2010 г по 2020 г) официальный прогноз по росту экономики реализовался лишь один раз – в 2017 г. Тога Совмин ожидал, что реальный ВВП вырастет на 1,7%, в то время как по факту прирост главного валового экономического показателя составил 2,5%. Вместе с тем, в 2017 г рост был восстановительный после двух лет спада подряд. Так, за 2015 г ВВП сократился на 3,8%, за 2016 г – на 2,5%.

При подготовке прогноза на 2020 г правительство ориентировалось на т.н. базовый сценарий, который не предусматривал значительных экономических шоков. В реальности все оказалось значительно хуже ожиданий. В I квартале белорусским НПЗ пришлось работать в условиях острого дефицита сырья из России. Во II квартале экономику страны сотрясали последствия мирового кризиса на фоне пандемии коронавируса. В III–IV кварталах в белорусской экономике резко выросли негативные ожидания субъектов хозяйствования и населения, что также не лучшим образом отразилось на динамике основных показателей.

В итоге, Национальный статистический комитет Беларуси (Белстат) по итогам 2020 г зафиксировал снижение ВВП на 0,9% по сравнению с 2019 г до 147,0 млрд бел руб при первоначальном прогнозе на 2020 г +2,8% (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1.


Можно отметить, что падение белорусской экономики оказалось меньшим, чем прогнозировали международные организации (минус 2-3%), но и свести сокращение ВВП к нулю (как требовал президент и обещал премьер-министр) также не удалось.

Назначенное в июне правительство Романа Головченко довольно оперативно поставило задачу не допустить сокращения ВВП в 2020 г. Практически сразу для достижения необходимого результата были использованы административные рычаги – расширение директивного кредитования и разгрузка складов в промышленности при помощи Минфина и государственных лизинговых компаний. Без указанных мер падение экономики было бы более существенным.

Положительный вклад в уменьшение сокращения ВВП в 2020 г внесли сельское хозяйство и сектор информации и связи (см. диаграмму 2). Сельское хозяйство выросло к 2019 г за счет неплохого урожая в растениеводстве, а информацию и связь продвинули вперед ИТ-компании.

Стоит отметить, что после августа наблюдается ощутимое замедление роста добавленной стоимости в сфере информации и связи. Это явление можно связывать с частичной релокацией белорусского ИТ-бизнеса. Если данная тенденция сохранится в течение 2021 г, то сектор информационных технологий может выпасть из состава драйверов белорусского ВВП.

Диаграмма 2.


Валовая добавленная стоимость в промышленности, несмотря на господдержку, выросла всего на 0,1%. Это связано с уменьшением выпуска в нефтепереработке, машиностроении, металлургии, производстве аппаратуры и энергетике. Сгладить падение в указанных отраслях помогали предприятия деревообработки и целлюлозно-бумажной отрасли, а также фармацевтика, производство транспорта и пищепром.

Падение в промышленности могло бы быть еще большим, если бы не работа предприятий «на склад». В течение прошедшего года уровень складских запасов оставался повышенным. Некоторое снижение запасов произошло только к концу года и не без вмешательства государства, в том числе с привлечением лизинговых компаний (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3.

   

На 1 января 2021 г запасы готовой продукции на складах белорусских промышленных предприятий составили 5,075 млрд бел руб, или 65,3% к среднемесячному объему промышленного производства против 66,3% на 1 января 2020 г.

Согласно официальному прогнозу ВВП Беларуси в 2021 г должен вырасти не менее чем на 1,8%. Что касается прогнозов международных финансовых организаций и рейтинговых агентств, то они отличаются значительным разбросом в оценках (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4.

   

«Оптимизм» в прогнозах от МВФ и агентства S&P основан на их негативных оценках провала ВВП Беларуси за 2020 г. Поэтому уже весной оценки на 2021 г будут значительно откорректированы вниз. Прогноз Евразийского банка развития (ЕАБР) о падении ВВП на 0,1% основан на предположениях аналитиков банка о рисках бюджета и разрывах в платежном балансе, которые могут создать системные риски для финансовой стабильности.

Можно предположить, что официальный прогноз прироста ВВП на уровне 1,8% имеет шансы на выполнение при сочетании ряда благоприятных обстоятельств: высоких цен на нефтепродукты и калийные удобрения, прекращении или замедлении оттока из страны ИТ-бизнеса, стабильном восстановлении экономической активности в России при отсутствии новых значимых санкций со стороны Запада на РФ и РБ. Также положительно на темпах роста ВВП будет сказываться относительно низкая сравнительная база 2020 г.

По уровню инфляции Беларусь откатилась на несколько лет назад

Увеличение директивного кредитования вкупе с девальвацией белорусского рубля привели к выходу потребительской инфляции на многомесячные максимумы. По итогам декабря 2020 г годовая инфляция ускорилась до 7,4% (декабрь 2020 г к декабрю 2019 г) против 6,6% в ноябре (ноябрь 2020 г к ноябрю 2019 г), что является рекордным значением за последние 47 месяцев.

По данным Белстата, в декабре по сравнению с ноябрем 2020 г потребительские цены в Беларуси выросли на 1,2%. В том числе продовольственные товары подорожали за месяц на 1,6% (+6,2% в декабре по сравнению с декабрем 2019 г), непродовольственные – на 0,4% (+8,1%). Тарифы на услуги выросли на 1,7% (+8,4% за год).

Диаграмма 5.


По оценкам специалистов Нацбанка, превышение прогнозного параметра по инфляции по итогам года обусловлено «ослаблением белорусского рубля, ухудшением экономических настроений и ростом инфляционно-девальвационных ожиданий, а также шоками предложения на отдельные продовольственные товары».

Напомним, первоначально власти были намерены удержать инфляцию в 2020 г в пределах 5%, однако в последние месяцы прогнозы стали ухудшаться. Последний уточненный прогноз Нацбанка был озвучен в начале ноября. Тогда председатель правления Павел Каллаур заявил, что по итогам года прирост потребительских цен ожидается на уровне около 6%. После этого регулятор воздерживался от каких-либо прогнозов, что косвенно свидетельствует о некоторой потере контроля за инфляционными процессами.

По данным Нацбанка, годовая базовая инфляция в Беларуси в декабре 2020 г ускорилась до 7,1% против 6,4% месяцем ранее. Трендовая инфляция в декабре составила 5,6% против 5,1% в ноябре. Регулируемые цены и тарифы выросли на 6,7% в годовом выражении против 6,5% месяцем ранее. Сезонные цены (на плодоовощную продукцию) – на 16% против 10,5%. Соответственно увеличился и вклад указанных компонентов в общий показатель инфляции (см. диаграмму 6).

Диаграмма 6.

   

Таким образом, стимулирование доходов и финансирование госсектора льготными ресурсами усиливает инфляционные риски. При этом политический кризис оказывает дополнительное негативное влияние на инфляционные ожидания.

В I квартале 2021 г инфляционный фон останется повышенным. С 1 января вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, согласно которым ставки по части налогов и сборов были проиндексированы на размер ожидаемой инфляции, а в отношении НДС Совмин пошел на увеличение ставок по некоторым группам товаров. Также в начале года повышаются тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

При этом, несмотря на риски, в текущем году власти ожидают замедление инфляционных процессов. В соответствии с утвержденными Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2021 г, монетарная политика регулятора будет направлена на удержание инфляции в пределах 5% по итогам года. Не исключено, что сдерживание роста потребительских цен будет осуществляться административными методами.

В декабре зафиксирован сезонный рост зарплат

В декабре в Беларуси традиционно фиксируется резкое увеличение показателя средней заработной платы, что связано с выплатами многими компаниями годовых бонусов своим работникам. Декабрь 2020 г не стал исключением, несмотря на кризис в экономике страны.

По итогам декабря 2020 г показатель средней заработной платы в Беларуси составил, по данным Белстата, 1,475 тыс бел руб, увеличившись по сравнению с ноябрем в номинальном выражении на 13,4% (+18,4% к декабрю 2019 г). Реальная заработная плата выросла в декабре 2020 г по сравнению с декабрем 2019 г на 10,2%.

С учетом ускорившейся инфляции и ухудшения ситуации в экономике в целом подобный рост выглядит необоснованным. Более того, разрыв в темпах роста заработных плат и экономики сам по себе формирует дополнительные риски, как для ценовой стабильности, так и для устойчивости курса национальной валюты.

Рост средней начисленной заработной платы произошел также в долларовом эквиваленте, однако из-за снижения курса белорусского рубля он не смог превысить декабрьский показатель прошлого года. Исходя из среднего курса за месяц, рассчитываемого Нацбанком, долларовый эквивалент средней зарплаты в декабре 2020 г составил 576,6 долл, против 503,9 долл месяцем ранее и 587,8 долл в декабре 2019 г (см. диаграмму 7).

Диаграмма 7.


Лидером среди регионов Беларуси по зарплатам в декабре 2020 г традиционно остается Минск, где работникам в среднем начислялось по 2,151 бел руб. Ниже всего уровень средней номинальной заработной платы в Могилевской области – 1,176 тыс бел руб. Минск с большим отрывом опережает не только аутсайдера в данном показателе, но и второе место, которое занимает Минская область. Здесь средняя начисленная заработная плата в декабре 2020 г составила 1,427 тыс бел руб.

Среди видов экономической деятельности первое место по размеру средней заработной платы в декабре 2020 г сохранила информация и связь – 4,838 тыс бел руб. На втором месте со значительным отставанием зарплаты работников финансовой и страховой деятельности – 2,631 тыс бел руб.

Наименьшую среднюю заработную плату (в разрезе укрупненных видов экономической деятельности) по итогам декабря Белстат зафиксировал в деятельности в сфере услуг по временному проживанию и питанию – 907,4 бел руб. Данный вид деятельности единственный в декабре продемонстрировал отрицательную динамику в части уровня заработной платы (минус 1,6% к декабрю 2009 г), что обусловлено последствиями кризиса из-за пандемии.

Вместе с тем, можно отметить, что традиционно в числе аутсайдеров по уровню заработной платы в Беларуси находится сельское, лесное и рыбное хозяйство (977,6 бел руб в декабре), а также образование (990,6 бел руб).

В январе Белстат также опубликовал данные по медианной заработной плате, которые более приближены к реальности.

В соответствии с обнародованной информацией, медианная заработная плата работников белорусских организаций в ноябре 2020 г составила 944,4 бел руб, увеличившись по сравнению с ноябрем 2019 г на 11,3%. При этом медианная заработная плата оказалась на 27,4% ниже средней номинальной заработной платы, которой чаще всего оперируют белорусские власти. Год назад разбежка между данными индикаторами составляла 23,8%.

Здесь можно отметить, что в ноябре 2019 г статистика показала первое за шесть лет сокращение разрыва между медианной и средней зарплатой. До 2019 г данный разрыв рос, что указывало на увеличение расслоения населения по уровню доходов. В ноябре 2020 г разрыв вновь стал увеличиваться, что свидетельствует о большей уязвимости низкооплачиваемых слоев населения в условиях текущего экономического кризиса.

Нормальной считается разница между медианной и средней зарплатой в пределах 20-25%.

Таким образом, если сопоставить темпы увеличения заработных плат с показателями роста экономики в целом, то можно отметить, что тема повышения доходов населения продолжает оставаться под пристальным вниманием властей и год выборов не стал исключением. Повышение заработных плат происходит опережающими темпами и не учитывает возможности экономики (кроме сферы высоких технологий).

Существующие риски ставят под угрозу планы властей

Подводя итог, можно отметить, что на сегодня существуют значительные риски, которые по отдельности или вместе могут нарушить планы властей. Среди них можно выделить угрозу введения четвертого пакета санкций в отношении Беларуси Евросоюзом, возвращение американских санкций на нефтехимический комплекс РБ, приостановленных до апреля 2021 г, усиление релокации кадров ИТ-сектора, слабый спрос на нефтепродукты на внешних рынках в связи с эпидемией коронавируса.

Есть риски рукотворной дестабилизации силами властей. Если принятый целевой план в течение года не будет выполняться, у президента появится формальная причина требовать новых стимулов госсектору ради достижения цифр, прописанных в утвержденных документах.

Краткосрочный эффект от административных стимулов госсектору (наращивания директивного кредитования, снижения ставок) вероятно проявится, но в жертву будет принесена макроэкономическая стабильность, которая сама по себе является необходимым основанием для поддержания устойчивого роста экономики.

Поделиться: