USD/BYN 3.1102EUR/BYN 3.3766100 RUB/BYN 3.6055

Обзор перспектив сотрудничества Беларуси и Украины в нефтяной сфере

МИНСК, 11 октября – ПраймПресс. Беларусь оказалась в состоянии острейшей конкуренции за украинский рынок нефтепродуктов с союзной Россией, потеряв за последние два года существенную долю в балансе поставок. Причем в текущем ситуативном контексте политико-экономические интересы Киева в ограничении присутствия российских поставщиков полностью совпадают с коммерческими интересами Минска.

Белорусско-украинский товарооборот будет прирастать углеводородами

Важнейшим итогом II Форума регионов Беларуси и Украины в Житомире (Украина) 3-4 октября стало подтверждение на высшем политическом уровне режимов наибольшего благоприятствования на основных направлениях экономического взаимодействия двух стран после избрания в Украине нового президента.

Очевидный приоритет – поддержание и развитие сотрудничества в сфере поставок нефтепродуктов и нефтехимической продукции. Об этом, кстати, свидетельствуют и финансовые итоги Форума: из 542,5 млн долл заключенных соглашений почти 400 млн долл приходится на сферу нефтехимии.

Аналогичные пропорции прослеживаются и в текущей двусторонней торговле. Так, в общей структуре белорусского экспорта в Украину по итогам 2018 г (4,062 млрд долл) доля продуктов нефтехимической отрасли занимала около 65%, а почти 70% приходилось лишь на пять основных товарных групп: нефтепродукты – 2,091 млрд долл, нефтяные газы – 243,4 млн долл, нефтяной кокс и битум – 155,7 млн долл, минеральные удобрения – 130,7 млн долл, грузовые автомобили – 78,5 млн долл.

Очевидно, что именно с развитием углеводородного направления связывается реализация заявленных президентами Александром Лукашенко и Владимиром Зеленским планов по наращиванию двустороннего товарооборота с 5,465 млрд долл в 2018 г до 8-10 млрд долл в ближайшей перспективе.

Сюда же можно отнести и резонансные смежные проекты, обсуждавшиеся в ходе переговоров Лукашенко и Зеленского в Житомире 4 октября. В частности, об организации транзитного маршрута доставки альтернативной нефти на НПЗ в Мозыре с использованием украинских черноморских нефтяных терминалов, железнодорожных линий и трубопроводных веток Одесса - Броды и Мозырь - Броды с потенциалом прокачки до 14 млн т в год. А также о восстановлении речного транспортного коридора Е40 Днепр-Висла (через Припять и Западный Буг) с потенциалом грузоперевозок до 4 млн т в год (преимущественно нефтяного сырья и готовых нефтепродуктов).

«Мы не скрываем то, что мы сегодня прорабатываем альтернативные пути поставки углеводородного сырья с мировых рынков. Большая часть переговоров была посвящена этой теме. Мы договорились, что мы не просто будем прорабатывать варианты, а будем уже непосредственно действовать. Это, вполне естественно, не направлено против каких-то других стран. Это наша необходимость, если хотите - нынешняя безопасность двух государств», - сказал Лукашенко на форуме регионов.

Если обращаться к пиковому значению белорусско-украинского товарооборота в 2012 г – 7,521 млрд долл, можно напомнить, что достигнут он был, прежде всего, за счет роста поставок белорусских нефтепродуктов. Тогда из-за высокой стоимости российской нефти Украина сократила ее закупки в 6,4 раза (на 3,9 млн т) к уровню 2011 г до 724 тыс т, в результате объемы собственной нефтепереработки упали на 49,5%, в том числе производство бензина - на 42,6% до 1,6 млн т, дизельного топлива - на 48,2% до 1,4 млн т, мазута - в 2,8 раза до 715 тыс т. Соответственно, Беларусь увеличила поставки на украинский рынок: дизтоплива - на 53,5% к уровню 2011 г до 2,84 млн т (47,1% баланса Украины), бензинов – на 1,8% до 964 тыс т (23%).

Стоит также упомянуть, что в 2016 г был отмечен пиковый объем поставок белорусских нефтепродуктов в Украину – 4,5 млн т (53% рынка импорта). При этом общий объем двустороннего товарооборота тогда составил всего 3,838 млрд долл (из-за падения нефтяных цен выручка Беларуси от экспорта нефтепродуктов сократилась в 2016 г на 40% к уровню 2015 г).

На этом фоне текущая ситуация в сфере экспорта-импорта углеводородов, несмотря на оптимистичные заявления президентов на эту тему, выглядит как неоднозначная.

Беларусь конкурирует в Украине с Россией

В ходе выступления на заседании II Форума регионов 4 октября Лукашенко так охарактеризовал состоявшуюся закрытую встречу с коллегой Зеленским: «Это было похоже на разбор завалов, которые созданы за последние годы. К сожалению, так случилось, время выбрало нас разгребать эти развалы».

Можно предположить, что одним из таких «завалов-развалов» является ситуация, складывающаяся в сегменте импорта на украинском рынке нефтепродуктов. Ее актуальность и острота для официального Минска определяется двумя взаимосвязанными факторами: доля топливных поставок из Беларуси в Украину за последние два года существенно сократилась, и причиной тому стало значительное наращивание доли России.

Так, белорусский экспорт нефтепродуктов в Украину в 2018 г снизился почти на 12% к уровню 2017 г до 3,16 млн т, соответственно, доля Украины в общей структуре экспорта белорусских нефтепродуктов снизилась примерно на 3% до 26,5%. В первом полугодии 2019 г объем поставок в Украину снизился еще на 8% к уровню первого полугодия 2018 г до 1,432 млн т (экспортная выручка за этот период снизилась на 11% до 874,1 млн долл).

Наибольшие потери зафиксированы в балансе украинского рынка дизтоплива, где доля Беларуси в 2018 г сократилась с 43% до 32% (в том числе, по причине введения Россией в октябре 2018 г эмбарго на беспошлинные поставки в Беларусь светлых и темных нефтепродуктов, большая часть которых реэкспортировалась в Украину). Так, в 2018 г Беларусь поставила в Украину 2,09 млн т дизтоплива (Мозырский НПЗ - 1,69 млн т, «Нафтан» - 394 тыс т), в первом полугодии 2019 г - 1,03 млн т (Мозырский НПЗ - 879 тыс т, «Нафтан» - 150 тыс т) – 33% баланса.

Одновременно доля России в балансе выросла в 2018 г с 28% до 39% (2,6 млн т), а в первом полугодии 2019 г – до 44% (1,38 млн т).

Основной объем поставок российского дизтоплива в Украину реализует компания «Роснефть», которая в октябре 2017 г заключила контракт с ITC Industry Trading Company SA (Швейцария) на ежегодные поставки (в течение 10 лет) в Украину 3-5 млн т дизтоплива по украинскому нефтепродуктопроводу «Самара-Западное направление» (эксплуатант – украинская компания «ПрикарпатЗападтранс»). Данный нефтепродуктопровод с мощностью прокачки до 3,5 млн т в год был спроектирован для перекачки дизтоплива из России и Беларуси в Украину и в Европу (финальный получатель – Венгрия). В 2018 г «Роснефть» поставила по трубопроводу «ПрикарпатЗападтранс» в Украину 1,984 млн т дизтоплива (30% баланса), в первом полугодии 2019 г - 985,5 тыс т (31%).

Кроме того, с сентября 2017 г железнодорожные поставки дизтоплива в Украину осуществляет дочерняя компания «Газпрома» - ООО «Газпром нефтехим Салават». В первом полугодии 2019 г через погранпереход «Тополи» (Харьковская область) было поставлено 125,7 тыс т (4% баланса), через терминал в Гомеле (здесь производится перевалка трубопроводного дизтоплива в железнодорожные цистерны) - 280 тыс т (8,6%).

То есть, Беларусь оказалась в состоянии острейшей конкуренции за украинский рынок с союзной Россией, и возвращение утраченных позиций нереалистично без протекции со стороны официального Киева.

Белорусская доля на украинском топливном рынке снова растет

Администрация нового президента Украины оценивает доминирование российских поставщиков на внутреннем рынке топлива как дестабилизирующий фактор и пытается системными мерами сократить зависимость от импорта российских нефтепродуктов, считая слишком высокими сопутствующие экономические и политические риски.

Подтверждением обоснованности таких опасений стало введение правительством РФ запрета на экспорт в Украину российских нефти и нефтепродуктов с 1 июня 2019 г. Правда, этот шаг, вызвав значительный общественно-политический резонанс, не имел никаких экономических последствий. Правительство РФ, не стремясь выталкивать собственных экспортеров с украинского рынка, допустило преодоление «запрета» через специальные разрешения Минэкономразвития РФ. В результате основные российские игроки такие разрешения получили, причем даже на большие объемы поставок. Так, для «Роснефти» объем согласованной квоты на июль 2019 г вырос до 250 тыс т (среднемесячный уровень поставок дизтоплива из РФ в Украину в январе-мае 2019 г - 225 тыс т).

В ответ украинская сторона, воспользовавшись данным запретом как формальным поводом, ввела собственные ограничения на трубопроводные поставки нефтепродуктов из РФ (на срок до «момента отмены РФ дискриминационных и/или недружественных действий в отношении Украины»): с 1 августа 2019 г установлена специальная пошлина в размере 3,75% от таможенной стоимости товара (примерно 25 долл за 1 т), с 1 октября ставка пошлины повысилась до 4%.

«Если мы снизим поставки из России приблизительно в два раза, то те недружественные решения, которые может принять Россия уже в ближайшее время, не будут иметь для нас такого негативного эффекта», - прокомментировал это решение в начале августа представитель президента Украины в Кабинете министров Андрей Герус. «Украина не желает зависеть от волюнтаристских решений», - подчеркнул Герус, отметив, что в итоге реализуемой диверсификации поставок дизтоплива доля России должна сократиться с 45% до 10-15%.

В результате поставки российского дизтоплива по трубопроводу «Самара - Западное направление» с 1 августа были приостановлены. Доступными для российского дизтоплива каналами транспортировки в Украину оставались лишь железнодорожные маршруты: через трубопроводный терминал в Гомеле в августе было поставлено 52,2 тыс т, через российско-украинскую границу - 6 тыс т.

Возникший дефицит предложения был оперативно компенсирован из альтернативных источников. Например, ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК, спецэкспортер белорусских нефтепродуктов) через дочернюю компанию «БНК-Украина» в августе увеличила поставки дизтоплива на 32,4% к уровню августа 2018 г до 306,6 тыс т (объем среднемесячных поставок в первом полугодии 2019 г составлял 180 тыс т).

В то же время введение ограничительных пошлин на трубопроводные поставки российского дизтоплива открыло реальные перспективы для полноценного доступа нефтепродуктов с Мозырского НПЗ к трубопроводному маршруту «ПрикарпатЗападтранс», и, соответственно, для наращивания белорусской доли на украинском топливном рынке.

Напомним, в марте 2019 г Антимонопольный комитет Украины разрешил покупку белорусским предприятием «Нефтебитумный завод» 50-процентного пакета в уставном капитале компании «ПрикарпатЗападтранс», эксплуатирующей 1100-километровый участок нефтепродуктопровода «Самара - Западное направление». «Нефтебитумный завод», как известно, принадлежит белорусскому нефтетрейдеру «Интерсервис», работающему с Мозырским НПЗ.

В конце августа «БНК-Украина» подписала контракт с компанией «Укргаздобыча» (дочерняя компания «Нафтогаза») на ежемесячную поставку до конца 2019 г 20 тыс т дизтоплива. Контракт подписан с опцией продления. А уже 12 сентября линейная производственно-диспетчерская станция «Новоград-Волынский» нефтепродуктопровода «Самара - Западное направление» приняла тестовую партию дизтоплива с Мозырского НПЗ.

Стоит отметить, что столь скромные объемы поставок обусловлены не только необходимостью тестирования нового маршрута, поскольку Мозырский НПЗ не имел доступа к этой трубе с 2001 г. Здесь можно допустить и осторожный подход руководства БНК и «Интерсервиса» по отношению к российским партнерам, прежде всего, «Роснефти», интересы которых также придется учитывать.

Так или иначе, БНК уже заявила о возможности увеличить объем экспорта дизтоплива в Украину на 50 тыс т в месяц (почти на 30% от текущего уровня).

Гармония интересов Минска и Киева не сохранится надолго

На заседании II Форума регионов Беларуси и Украины 4 октября Лукашенко заявил о готовности Беларуси вести переговоры об увеличении поставок нефтепродуктов в Украину. Что прозвучало, как жест дорой воли, уступка партнерам.

Действительно, ограничив российский импорт, Киев был вынужден просить Минск о наращивании замещающего экспорта. И в целом на данный момент стороны демонстрируют полное взаимопонимание и готовность к разумным компромиссам. Например, Минск согласился отодвинуть с сентября на октябрь сроки планового ремонта на Мозырском НПЗ, а в августе-сентябре увеличить объемы поставок топлива в Украину (со 190-220 до 250-260 тыс т в месяц) для создания резерва на время ремонта. При этом и в период ремонта белорусская сторона гарантировала выполнение срочных контрактов на уровне до 180 тыс т в месяц.

Однако согласие Лукашенко на переговоры о дальнейшем росте поставок не является однозначной уступкой или услугой коллеге Зеленскому - Беларусь аналогичным образом в этом заинтересована, и, можно предположить, хотела бы рассчитывать на максимальный прирост. Упомянутое намерение БНК нарастить на 30% баланс поставок дизтоплива – это примерно 600 тыс т в годовом исчислении. Между тем, после завершения в 2020 г модернизации Новополоцкого и Мозырского НПЗ производство светлых нефтепродуктов в Беларуси может вырасти на 3 млн т в год, и украинский рынок рассматривается как один из наиболее предпочтительных (и по логистике, и по уровню цен, сопоставимых с европейскими) при распределении столь значительных дополнительных объемов.

Напомним, в Украине действуют рыночные механизмы формирования топливных цен, и любой сбой поставок, колебания мировой конъюнктуры способны вызвать их повышение. Это один из факторов уязвимости рынка для недружественных действий крупных игроков, чем и объясняется настойчивость Киева в ограничении присутствия российских поставщиков. И в данном ситуативном контексте политико-экономические интересы Киева и коммерческие интересы Минска полностью совпадают.

Для Беларуси присутствие на рынке с такими механизмами ценового регулирования крайне выгодно. Даже сокращение физических объемов поставок не обязательно приводит к потерям выручки. А в ситуации контролируемого дефицита маржинальность работы только растет. Например, после введения с 1 августа ограничительных пошлин на трубопроводные поставки российского дизтоплива уже 6 августа премия по спотовым партиям нефтепродуктов на площадке Белорусского нефтяного торгового дома выросла с 16-18 долл до 20-22 долл за 1 т.

Однако гармония интересов Минска и Киева вряд ли сохранится уже в среднесрочной перспективе. Причина – украинские власти настроены на восстановление потенциала собственной нефтепереработки и поддержание равных конкурентных условий на внутреннем рынке. А белорусские поставщики, несомненно, имеют нерыночное конкурентное преимущество, экспортируя нефтепродукты, которые производятся из беспошлинного российского сырья. Такая ситуация будет сохраняться, как минимум, до завершения в РФ «налогового маневра» в 2024 г.

Вероятность введения в отношении белорусского топлива регулирующих тарифных ограничений не очень высока (хотя такие требования украинскими переработчиками выдвигались неоднократно), а вот количественные ограничения уже просматриваются. Так, в украинских планах замещения российского дизтоплива белорусское направление, оставаясь лидером по объемным показателям, не является приоритетным на перспективу с допускаемым ростом поставок на 25%.

Киев обозначил линию на преимущественное наращивание импорта нефтепродуктов из Литвы и Польши (в 2 раза) и через морские порты (в 3-4 раза). Так что выгодный сегодня для Минска нефтяной расклад скоро может измениться, и за увеличение экспорта в Украину еще придется бороться.

Поделиться: