USD/BYN 3.2577EUR/BYN 3.4666100 RUB/BYN 3.3937

Кризис – 2020. Обзор реального сектора экономики Республики Беларусь в январе-июне

МИНСК, 3 августа – ПраймПресс. Экономика Беларуси продолжает работать в кризисном режиме. Источниками дисбалансов могут стать сохранение мягкой денежно-кредитной и бюджетной политики после кризиса.

По году – не выйти в минус

В июле Минэкономики представило свое видение динамики ВВП Беларуси до конца года и в 2021 г. 17 июля глава ведомства Александр Червяков сообщил, что «промышленность начинает восстанавливаться в части производства и поставок». По оценке министра, этому способствовали новые контракты на поставку калийных удобрений в Китай и Индию, а также прекращение спада в нефтепереработке.

Глава Минэкономики сообщил, что, хотя сокращение ВВП за 6 месяцев составило 1,7% (см. диаграмму 1), Беларусь может закрыть год с нулевым падением экономики. Также Червяков не исключил, что в благоприятном варианте развития событий возможен даже некоторый прирост ВВП за 2020 г. Министр добавил, что более точные оценки по ВВП его ведомство получит в сентябре.

23 июля оценки шефа подтвердила заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского экономического института Минэкономики Людмила Боровик. Боровик сообщила, что «несмотря на ухудшение внешних условий, по нашим оценкам, по итогам года мы все же не выйдем в минус, темп роста экономики составит порядка 100% (к уровню 2019 г, то есть нулевой рост – ред.), а может, и более».

Диаграмма 1.

20 июля тему выхода экономики из кризиса затронул президент Беларуси Александр Лукашенко. Он заявил, что «текущие трудности решим, но с 2021 г надо прирастать среднемировыми темпами – иного не дано». Кроме того, Лукашенко напомнил, что «просил задать устойчивый тренд на смягчение финансовой политики и постоянный рост кредитования экономики».

23 июля Лукашенко провел совещание с руководством экономического блока страны. На совещании премьер-министр Роман Головченко сообщил, что «благодаря своевременным решениям, принятым руководством страны, потери ВВП в этом году оказались гораздо меньше, чем в странах-соседках с гораздо более сильными экономиками».

Головченко подтвердил, что «в правительстве рассчитывают выполнить задачи, поставленные главой государства, и как минимум сохранить ВВП на уровне 2019 г». Одним из драйверов восстановления экономики чиновники видят сельское хозяйство.

Сельхозпроизводство – новый драйвер

Действительно, за полгода при снижении совокупной добавленной стоимости на 1,6% добавленная стоимость в сельском хозяйстве выросла на 3,9% (см. диаграмму 2). По данным Минсельхозпрода, экспорт белорусской сельхозпродукции и продуктов питания в январе-мае 2020 г вырос на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г и составил 2,2 млрд долл.

Продовольствие – одна из немногих растущих товарных позиций Беларуси на внешнем рынке. По итогам 2020 г власти хотят экспортировать сельхозпродукции и продуктов питания на сумму 5,7 млрд долл, что на 4,2% больше, чем в 2019 г.

Также в «зеленой» зоне пока находятся строительный сектор и сектор информации и связи. Валовые показатели по информации и связи определяют Парк высоких технологий и такие телекоммуникационные компании, как Белтелеком, МТС и А1.

Добавленная стоимость в строительстве прирастает за счет позитивной динамики строительно-монтажных работ (+5,5% к 2019 г). В 2020 г растет ввод нового жилья в эксплуатацию – 1,774 млн кв м за 6 месяцев, что на 4,1% выше, чем годом ранее.

Диаграмма 2.


У транспорта резкое снижение показателей

Явным аутсайдером в 2020 г является транспорт. Это происходит по двум причинам. Во-первых, из-за эпидемии коронавируса значительно сократился пассажиропоток. Во-вторых, деградировали грузовые перевозки ввиду уменьшения экспорта нефтепродуктов и калийных удобрений.

Среди видов транспорта с большими объемами перевозок сильнее всего пострадал железнодорожный. Грузооборот у этого вида транспорта за 6 месяцев упал на 16,5%, объем перевозок грузов – на 18,6%. Транзитные перевозки грузов по железной дороге сократились на 38%, грузооборот – на 26,2%.

По итогам января-июня объем погрузки на железнодорожном транспорте по нефти и нефтепродуктам упал на 24,3%, по черным металлам – на 11,3%, по строительным грузам – на 12,4%, по удобрениям – на 8,3%.

Пассажирооборот по всем видам транспорта снизился за полгода на 28,4%, перевозки пассажиров – на 16,3%. В отличие от грузовых перевозок, которые оттолкнулись от дна за счет поставок удобрений и леса, по пассажирским перевозкам позитивной динамики нет. Страны-соседи и Евросоюз сохраняют большинство ограничений на поездки для жителей Беларуси в связи с нетипичным подходом руководства страны к эпидемии коронавируса.

Уменьшение добавленной стоимости в торговле связано с оптовиками. Основными товарами Беларуси, которые реализуются оптом, выступают удобрения, черные металлы и изделия из них, нефть и нефтепродукты, продукция машиностроения.

Розничные продажи во втором квартале падали

За 6 месяцев оптовый товарооборот сократился на 8,9% к 2019 г. При этом падение отмечалось к низкой базе: за январь-июнь 2019 г оптовые продажи снижались на 3,4%. Тогда на экономику подействовал инцидент с поступлением загрязненной хлоридами нефти в магистральный трубопровод «Дружба».

Впрочем, некоторый позитив в части оптовой торговли имеется. За июнь оптовый товарооборот снизился всего на 2,9%. К этому привело улучшение ситуации со спросом на нефтепродукты и калийные удобрения.

Розничный товарооборот за полугодие увеличился на 2,6%. Этот рост был показан за счет результатов I квартала (+7,9% к 2019 г). Во II квартале розничные продажи упали на 2,1%.

Самыми плохими месяцами для ритейла стали апрель и май, а уже в июне был отмечен незначительный прирост к 2019 г. В июне на фоне роста продаж продтоваров (+3,3%) резко уменьшилось падение товарооборота непродтоваров (до 1,5%, см. диаграмму 3). Вместе с корректировкой структуры товарооборота в пользу продтоваров это позволило получить +0,8% в целом по всем товарным группам.

По июльскому прогнозу Министерства антимонопольного развития и торговли за 2020 г розничный товарооборот увеличится на 2%, тогда как оптовый сократится на 2-8%. Итоговое значение по оптовому товарообороту чиновники связывают с разными сценариями восстановления потребительской активности в стране и мире.

Диаграмма 3.


Промышленность продолжает функционировать в кризисном режиме

Валовая добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности за 6 месяцев сократилась на 3,2%, а выпуск упал на 3,3%. Уже в июне появились первые признаки восстановления: добавленная стоимость выросла к 2019 г на 0,8%, а производство – на 0,7%.

Стоит отметить, что восстановление промышленного производства сопровождается ростом складских запасов по сравнению с 2019 г. Так, на 1 июля складские запасы в промышленности достигли 5,524 млрд бел руб, что на 13,8% выше, чем 12 месяцами ранее.

По отношению к среднемесячному объему выпуска в промышленности размер складских запасов достиг 78,1% (против 63,4% годом ранее). Такое соотношение запасов готовой продукции и объема производства на 1 июля является худшим с 2014 г.

Таким образом, белорусская промышленность продолжает функционировать в кризисном режиме, а небольшой прирост выпуска можно объяснить работой на склад.

23 июля премьер Головченко заверил, что в работе на склад нет ничего зазорного, и промышленные предприятия намерены избавиться от сверхнормативных запасов готовой продукции в следующие месяцы. Правительство надеется, что открытие рынков для Беларуси позволит предприятиям вернуть замороженные в складских запасах оборотные средства.

Динамика инвестиций остается неуверенной

Мировой экономический кризис продолжает оказывать негативное влияние и на динамику инвестиций. Инвесторы стремятся обезопасить свои ресурсы и настороженно относятся к высоко рискованным рынкам, одним из которых является Беларусь.

По данным Белстата, по итогам января-июня 2020 г снижение объема инвестиций в основной капитал к аналогичному периоду 2019 г составило 1,2% против роста на 5% по итогам января-июня 2019 г (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4.


Суммарный объем инвестиций в основной капитал по итогам первых шести месяцев 2020 г составил 12,764 млрд бел руб. При этом объем строительно-монтажных работ (включая работы по монтажу оборудования) составил 6,84 млрд бел руб, увеличившись на 5,5% по сравнению с январем-июнем 2019 г. Затраты на приобретение машин и оборудования сложились в сумме 4,565 млрд бел руб, сократившись на 9%.

Таким образом, в текущем году наблюдается сокращение инвестиций в активную часть основных средств, которые непосредственно участвуют в производстве (машины, оборудование, транспортные средства и т.п.). Данный факт может свидетельствовать о снижении эффективности инвестиций в Беларуси, так как наращивание вложений в здания и сооружения, которые сами по себе ничего не производят, вряд ли быстро окупится в дальнейшем.

Что касается структуры источников финансирования инвестиций в основной капитал, то здесь можно отметить по-прежнему доминирующую долю собственных средств организаций (см. диаграмму 5). По итогам первого полугодия 2020 г они составили 5,462 млрд бел руб, или 42,8% от общего объема инвестиций в основной капитал (41,6% годом ранее). Прирост по сравнению с январем-июнем 2019 г составил 0,6% в сопоставимых ценах.

Диаграмма 5.

   

На втором месте, несмотря на озвученные намерения властей существенно сократить объемы господдержки, – инвестиции за счет средств консолидированного бюджета. В январе-июне 2020 г они составили 2,553 млрд бел руб, что на 0,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. При этом их доля в общем объеме инвестиций незначительно увеличилась с 19,9% до 20%.

На третьем месте – инвестиции в основной капитал за счет кредитов (займов) банков, которые в первом полугодии 2020 г увеличились на 7%, составив 1,735 млрд бел руб. При этом доля указанного источника в общем объеме инвестиций составила по итогам января-июня 2020 г 13,6% против 12,5% годом ранее.

Смягчение денежно-кредитной политики и снижение ставок по кредитам будет способствовать дальнейшему росту доли кредитования в инвестициях во второй половине 2020 г. Напомним, что Лукашенко лично потребовал смягчить не только денежно-кредитную политику, но и подходы банков при оценке потенциальных заемщиков.

В июне ускорилась годовая инфляция

После майской дефляции в размере 0,1% в июне потребительские цены вновь вернулись к росту, прибавив по сравнению с предыдущим месяцем 0,2%. В итоге их годовой прирост составил 5,2%, что выше прогнозного параметра, определенного на текущий год.

По данным Белстата, по сравнению с декабрем 2019 г потребительские цены в Беларуси в июне выросли на 3,4%. В том числе продовольственные товары подорожали с начала года на 3,2% (+0,4% в июне по сравнению с маем), непродовольственные – на 3% (минус 0,2%). Тарифы на услуги выросли на 4,2% (+0,4% за июнь).

Ухудшение динамики инфляции по итогам полугодия в первую очередь было обусловлено ускорением роста цен на плодоовощную продукцию с 11,5% в годовом выражении в мае до 21,5% в июне текущего года. При этом вклад данного показателя в общую динамику потребительских цен увеличился с 0,43 п.п. до 0,85 п.п. (см. диаграмму 6).

Диаграмма 6.


Годовая базовая инфляция в июне 2020 г составила 3,7% против 3,9% месяцем ранее. Трендовая инфляция в июне замедлилась до 3,1% против 3,4% в мае текущего года. Регулируемые цены и тарифы увеличились на 6,7% в годовом выражении, что соответствует уровню предыдущего месяца.

Вместе с тем, Нацбанк сохраняет оптимизм относительно достижения прогнозного параметра по инфляции до конца года.

«Существенное дезинфляционное воздействие ощущается со стороны слабого внешнего и внутреннего спроса. И оно сохранится по меньшей мере до тех пор, пока мировая и белорусская экономики смогут преодолеть последствия пандемии коронавируса. В совокупности эти факторы говорят в пользу замедления роста цен и делают инфляцию в 5% вполне реальной по итогам 2020 г», - отметил в интервью газете «Рэспублiка» заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Калечиц.

Вместе с тем, инфляционные риски в Беларуси растут из-за нестабильности курса белорусского рубля, административного повышения заработных плат, а также активного смягчения денежно-кредитной политики.

Власти планируют наращивать ВВП вопреки всему

21 июля состоялось заседание президиума Совмина, на котором его члены обсудили основные направления развития страны на период до 2025 г, а также проект прогноза социально-экономического развития и бюджета на 2021 г. На заседании премьер Головченко заявил, что «цель – выйти в 2025 г на ВВП в 100 млрд долл».

Головченко отметил, что в качестве приоритета на следующие пять лет (2021-2025 гг) предлагается определить развитие регионов через новые производства и инвестиции. При этом Головченко сообщил, что отраслевые стратегии развития на период до 2025 г не отличаются проработанностью и высоким уровнем подготовки. По этой причине необходимо уточнить, за счет чего предполагается обеспечить заявленные темпы экономического роста. По сути, премьер-министр признался, что общий прогноз до 2025 г не складывается из-за условий, заложенных в отраслевые программы.

По нашим оценкам, ВВП за 2020 г может составить 58-60 млрд долл в эквиваленте. Чтобы выйти на 100 млрд долл в 2025 г, белорусской экономике нужно прирастать на 6-7 млрд долл ежегодно в начале пятилетия и на 9-10 млрд долл в конце. Иными словами, правительство задает крайне высокую планку – рост ВВП в долларах до 9-10% каждый год. Такими темпами ранее росли Китай и прочие восточноазиатские «тигры».

Примечательно, что на 2021 г правительство закладывает рост ВВП всего на 3,5% в реальном выражении. Если предположить, что инфляционные процессы удастся ограничить на уровне 5%, то номинальный рост составит 8,7%. Чтобы двигаться в графике достижения ВВП в 100 млрд долл в 2025 г, в следующем году властям нужно некоторое укрепление белорусского рубля к доллару. В противном случае 2021 г будет провальным с точки зрения целей пятилетия.

На сегодня правительство исходит, что средний курс доллара в 2021 г составит около 2,4 бел руб за 1 долл. При этом средний фактический курс за 6 месяцев 2020 г оказался равен 2,33 бел руб за 1 долл. Данный курс сложился за счет января и февраля, к концу года он приблизится к 2,38-2,4 бел руб за 1 долл.

Из описанного следует, что Совмин прогнозирует неизменность номинального курса доллара по сравнению с 2020 г. Такое возможно лишь в случае значительного роста цен на нефть. Однако уже известно, что правительство заложило в прогноз и бюджет среднюю цену нефти на уровне 40 долл/барр.

Фактическая цена нефти Urals за январь-июнь 2020 г составила 39,68 долл/барр. В связи с этим прогноз о стабильном курсе белорусского рубля к доллару «провисает». Стабильность курса такой валюты, как белорусский рубль, при неизменных ценах на нефть почти невозможно обеспечить без создания дисбалансов в самой экономике.

Источниками дисбалансов могут стать сохранение мягкой денежно-кредитной и бюджетной политики после того, как экономика выйдет из кризисного режима.

По июльским расчетам Евразийского банка развития к концу 2020 г размер ставки рефинансирования в Беларуси приблизится к 7% (с 1 июля ставка равна 7,75%). Если инфляция сохранится около 5%, то реальная ставка рефинансирования с поправкой на рост цен опустится до 1,9-2,1%.

При сохранении политики на снижение ключевой ставки ее реальная величина в 2021 г может стать нулевой или отрицательной. Это приведет к неконтролируемому разогреву экономики, а затем к новому спаду.

По информации издания Office Life, в проекте Основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2021-2023 гг указано, что в текущем году Минфин ожидает кратное расширение дефицита бюджета. Так, дефицит республиканского бюджета по сравнению с заложенным в закон о бюджете на 2020 г увеличится почти в 6 раз – до 5,6 млрд бел руб, а дефицит консолидированного бюджета – до 6,4 млрд бел руб.

В 2020 г Минфин еще может покрыть данный дефицит за счет остатков профицитов прошлых лет, возврата гарантий и новых кредитов и займов. К 2021 бюджетные резервы будут растрачены и правительство станет перед выбором из нескольких опций: 1) урезать расходы ради сокращения дефицита; 2) наращивать госдолг, чтобы обеспечивать исполнение бюджета; 3) начать эмиссионное финансирование дефицита. Два последних варианта чреваты подъемом макроэкономических рисков, первый вариант – ростом недовольства в обществе.

Стимулирование экономики ради обеспечения «красивых» цифр по ВВП может начаться уже в 2020 г. Правительство закладывает на текущий год, что вклад в динамику ВВП внутреннего спроса составит +2,7 п.п., а внешнего – минус 2,7 п.п. Иначе говоря, Совмин предлагает не допустить падения ВВП в 2020 г за счет внутреннего спроса, хотя внешний фон останется негативным.

Главным каналом стимулирования реального сектора обычно является рост кредитования. Июльские данные о кредитовании экономики банками станут известны лишь в середине августа. Сегодня доступна только июньская статистика, которая не указывает на рост выдачи займов. За последний месяц I полугодия требования банков к экономике уменьшились на 26,5 млн бел руб (минус 0,04%).

Поделиться: