USD/BYN 3.4007EUR/BYN 3.5895100 RUB/BYN 3.3954

Источники валютных средств для Республики Беларусь в 2020-2021 гг

МИНСК, 13 октября – ПраймПресс. Рефинансирование госдолга Беларуси в 2020-2021 гг критически зависит от единственного оставшегося кредитора – России. Агентство ПраймПресс представляет обзор основных источников валютных поступлений в Республику Беларусь по состоянию на начало октября 2020 г.

Снижение ЗВР продолжается

В августе золотовалютные резервы (ЗВР) властей сократились на рекордную величину за все время ведения статистики (с 1 января 2003 г) – на 1,4 млрд долл. Нацбанк Беларуси сообщил, что за август власти погасили валютные обязательства на сумму 351,7 млн долл. Следовательно, основная часть падения ЗВР объясняется проведением валютных интервенций.

Статистика о сокращении объема ЗВР хорошо корреспондирует с данными внутреннего валютного рынка. В августе чистая покупка валюты предприятиями-резидентами и населением составила 1,274 млрд долл.

7 октября Нацбанк опубликовал информацию о состоянии ЗВР на 1-е число месяца. По данным регулятора, резервы властей сократились за сентябрь на 1,8% до 7,321 млрд долл. При этом Нацбанк отвел основную роль в снижении ЗВР платежам по валютным долгам (299,7 млн долл) и снижению стоимости монетарного золота (113,2 млн долл).

Поддержанию резервов способствовала покупка валюты Нацбанком на биржевых торгах. Регулятор не указал ни объемы таких покупок, ни источник валюты. Однако можно получить оценки исходя из официальной статистики. Судя по данным внутреннего валютного рынка, Нацбанк приобретал валюту у банков, а предприятия-резиденты и население практически не участвовали в пополнении резервов. Расчетный объем валютных покупок регулятора в сентябре не превысил 0,3 млрд долл.

Напомним, прогноз Нацбанка Беларуси по величине ЗВР на 1 января 2021 г составляет 7,3 млрд долл.

Сохранение высоких ставок на кредитно-депозитном рынке свидетельствует, что отток вкладов из банковской системы продолжился в сентябре. За август банки Беларуси потеряли 1,586 млрд бел руб депозитов в национальной валюте и 375 млн долл валютных депозитов. Отток депозитов из системы сдерживает большая доля безотзывных вкладов (около двух третей среди срочных депозитов населения).

Таким образом, рассчитывать на ресурсы внутреннего рынка для расчета по валютным долгам не приходится.

Банк развития в 2020 г вряд ли выйдет на рынок заимствований

18 сентября агентство S&P сообщило, что прогноз по рейтингам ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (БРРБ) пересмотрен на негативный после аналогичного рейтингового действия в отношении суверена. Эксперты агентства заявили, что, «учитывая политическую неопределенность и девальвацию белорусского рубля в последние недели, кредитные лимиты иностранных банков для Беларуси, вероятно, ужесточатся, возможно, вынуждая БРРБ привлекать все больше средств российских государственных банков, которые, вероятно, будут более лояльны».

В S&P оценили способность правительства «оказывать поддержку организациям, связанным с государством, в целом как неопределенную», а также сообщили, что «условия некоторых из иностранных кредитов содержат ковенанты, согласно которым коэффициент достаточности капитала не должен быть ниже определенного уровня».

По информации S&P нет гарантий, «что в случае финансовых трудностей правительство возьмет на себя выполнение долговых обязательств БРРБ своевременно и в полном объеме». В S&P считают, что «решение об оказании поддержки будет приниматься Министерством финансов исходя из ситуации в каждом конкретном случае».

В 2019 г Банк развития разместил валютные евробонды на 500 млн долл, однако реализовал 300 млн долл Минфину – в связи с отсутствием потребности в таком объеме валюты. В 2020 г размещение банком бумаг маловероятно в связи с текущей политико-экономической ситуацией.

У Беларуси сейчас нет возможности привлечь средства международных финансовых институтов

11 сентября рейтинговое агентство S&P пересмотрело свой прогноз относительно кредитного рейтинга Беларуси. Прогноз был изменен со стабильного на негативный. Кроме того, аналитики S&P сообщили, что «привлечение новых кредитных линий от международных финансовых институтов, включая МВФ, вероятно, невозможно».

Видимо, в S&P опирались в т.ч. на сентябрьское заявление директора департамента коммуникаций Международного валютного фонда (МВФ) Джерри Райса. Райс сообщил, что «мы не нашли способов преодолеть существенные разногласия по мерам реагирования на нынешние трудности». Речь об инструменте «быстрого финансирования» в рамках линии МВФ по поддержке стран, борющихся с экономическими последствиями эпидемии коронавируса.

Двусторонние межгосударственные кредиты: Китай - нет, Россия - да

В середине сентября агентство Cbonds организовало вебинар с участием заместителя министра финансов Беларуси Андрея Белковца. Во время вебинара Белковец заявил, что «привлечение средств от Китая в этом году не планируется». 23 сентября Белковец покинул Минфин и перешел на работу в Евроторг.

14 сентября в Сочи президенты России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились о выделении Беларуси финансирования на общую сумму до 1,5 млрд долл. Несколько позднее стали известны условия выделения кредитной поддержки.

16 сентября министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что в 2020 г россияне собираются предоставить Беларуси межгосударственный кредит на сумму в 500 млн долл в эквиваленте, а в 2021 г – еще на 500 млн долл. Однако в обоих случаях ресурсы поступят в российских рублях, что исключает их прямое использование для поддержки ЗВР Беларуси. Стоит отметить, что платежи по госдолгу перед Россией в 2021 г оцениваются в 0,6 млрд долл в эквиваленте.

В долларах будет номинирован кредит, предоставляемый через Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР), который контролирует Россия. Предполагаемый объем кредита – 500 млн долл. Силуанов отметил, что Минфин РФ будет «обращаться к коллегам (из ЕФСР – ред.), чтобы этот институт принял решение о программе поддержки Беларуси, смог быстро предоставить заем 500 млн долл с минимальными требованиями по программе». 12 октября стало известно, что ЕФСР одобрил выделение кредита Беларуси в сумме 500 млн долл на заседании 9 октября.

Таким образом, из слов Силуанова вытекает, что ресурсы могут быть предоставлены Беларуси после выполнения ряда условий, на которые власти согласятся, подписав антикризисную программу с ЕФСР. Последняя такая программа действовала в 2016-2018 гг.

Силуанов сообщил, что Россия ожидает «устойчивого выполнения Беларусью обязательств перед российскими контрагентами, а именно так формулируются условия кредита, чтобы Беларусь не допускала просрочек по обязательствам как непосредственно суверена, так и компаний, где присутствует государственное участие, где заемщиком является Беларусь». На 31 марта 2020 г долг Беларуси по российским межгосударственным кредитам составлял 7,925 млрд долл, по кредитам ЕФСР – 2,241 млрд долл.

По словам Силуанова, россияне сформулировали «условие о том, чтобы обязательства перед нашими компаниями по поставке энергоресурсов выполнялись в полном объеме». Поскольку срок погашения межгосударственных кредитов ожидается в пределах 10 лет, тем самым российские власти страхуют себя от рисков неплатежей за газ и/или нефть.

20 сентября Силуанов заявил, что большая часть кредита в 500 млн долл, который Беларусь может получить по линии ЕФСР, пойдет на погашение долга в 330 млн долл перед «дочкой» Газпрома. Глава Минфина РФ сообщил, что Россия направила странам-участницам ЕФСР предложения о предоставлении Беларуси займа на 500 млн долл и ожидает их согласия в ближайшее время.

4 октября госканал «Беларусь-1» распространил заявление министра финансов Беларуси Юрия Селиверстова по поводу сроков выделения кредита ЕФСР. Селиверстов заявил, что «в обозримом будущем мы его получим, я думаю, что в октябре даже, до конца октября мы это все сформируем».

Получение кредита ЕФСР связано с оплатой долгов за газ в 2020 г. 7 сентября министр энергетики РФ Александр Новак заявлял, что погашение газового долга должно быть сделано в течение сентября. Однако сентябрь завершился, а официального подтверждения выплаты долга за газ не поступило.

Рефинансирование госдолга критически зависит от единственного оставшегося кредитора

1 октября состоялось заседание президиума Совмина, на котором обсуждался прогноз социально-экономического развития Беларуси на 2021 г. Премьер-министр Роман Головченко заявил, что «на погашение госдолга в 2021 г будет направлено 4,9 млрд бел руб, в т.ч. на погашение внешнего госдолга – 4,2 млрд бел руб, внутреннего – 700 млн бел руб».

Исходя из высказываний правительственных чиновников, подготовка, доработка и согласование прогнозных документов на 2021 г продолжится в течение октября. Так, премьер-министр 1 октября сообщил, что в проекте указа об основных направлениях денежно-кредитной политики отсутствуют «параметры монетарной политики — прирост требований банков к экономике, ставка рефинансирования, ставка по новым рублевым кредитам, курс рубля, стоимость корзины иностранных валют».

11 сентября рейтиговое агентство S&P констатировало сохранение повышенной политической и экономической неопределенности в Беларуси. Судя по всему, за истекшие недели ничего принципиально не изменилось. Рефинансирование госдолга критически зависит от единственного оставшегося кредитора – России. Однако точные сроки выделения заемных ресурсов не названы и периодически сдвигаются на более позднее время.

В середине сентября эксперты рейтингового агентства АКРА справедливо отметили, что «в текущем году риски невыплат по госдолгу в Беларуси невелики, однако в дальнейшем вероятность неплатежей может существенно вырасти». По мнению аналитиков, «с учетом ограниченности возможностей рефинансирования внешнего долга не исключена вероятность того, что на плечи правительства может лечь долг ряда компаний и банков».

По сентябрьской оценке ресурса banki24.by, внешний долг к выплате в 2021 г без учета торговых кредитов и авансов и межфирменного кредитования составит 5,926 млрд долл. При этом сектору госуправления предстоит вернуть 2,410 млрд долл, реальному сектору экономики – 2,621 млрд долл, банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям – 673 млн долл, Нацбанку – 223 млн долл.

По шкалам агентств S&P и Fitch Беларусь имеет рейтинг «В». Этот рейтинг относится к категории спекулятивных и отражает «более высокую подверженность рискам в условиях неблагоприятной деловой, финансовой и экономической конъюнктуры, хотя в настоящее время имеется возможность исполнения финансовых обязательств».

Таблица. Возможные источники поступления валютных средств в Республику Беларусь

п/п

Источник средств

Предполагаемая сумма

Описание ситуации

Вероятность поступления

1

Перечисление экспортных пошлин на нефтепродукты из российской нефти целиком в белорусский бюджет

В бюджет на 2020 г заложено поступление 476,4 млн долл пошлин на нефтепродукты (при средней за год цене нефти Urals 60 долл за баррель).

По данным Минфина России, в январе-сентябре 2020 г средняя цена нефти марки Urals сложилась на уровне 40,84 долл за баррель (на 36,3% ниже, чем в январе-сентябре 2019 г – 64,15 долл за баррель).

В I полугодии 2020 г в бюджет поступили экспортные пошлины на нефтепродукты в сумме 33,8 млн долл (в 8,8 раз меньше, чем за сопоставимый период 2019 г). Поступление заложенного в бюджет-2020 объема пошлин на сегодня представляется маловероятным событием.

 

2

Кредит МВФ в рамках программы расширенного финансирования (stand by)

До 3 млрд долл под 2,28% на 10 лет. В октябре 2016 г в НББ заявляли, что объем программы может быть увеличен до 3,4 млрд долл.

Миссия МВФ во главе с Жаком Миньяном должна была работать в Беларуси с 19 по 30 марта. Однако приезд отложили в связи с эпидемией коронавируса.

Власти не собираются следовать рекомендациям МВФ. Вероятность выделения финансирования в 2020 г крайне низка. По итогам президентских выборов в августе финансирование может быть заблокировано на долгие годы.

3

Кредит МВФ в рамках механизма быстрого финансирования (Rapid Financing Instrument (RFI))

Около 900 млн долл в течение 2 лет

Размер кредита ограничен объемами квоты Беларуси в МВФ. Срок погашения – 10 лет, из которых 5,5 года – льготный период.

В начале сентября официальный представитель МВФ Джерри Райс сообщил, что «мы не нашли способов преодолеть существенные разногласия по мерам реагирования на нынешние трудности».

 

4

Приватизация государственных активов

План по поступлению средств от приватизации госимущества на 2020 г отсутствует в бюджете

В апреле власти продали весь госпакет (99,83%) в Паритетбанке компании, которую контролирует Саид Гуцериев. Сумма сделки не раскрыта. Сделки по госпакетам в остальных банках скорее всего отложены на неопределенный срок в связи с итогами выборов и кризисом в экономике Беларуси.

21 сентября Лукашенко заявил, что «нигде, ни в какой стране не было справедливой приватизации» и в Беларуси «не будет приватизации в угоду шарлатанам из-за границы». По мнению Лукашенко, «нельзя забрать у граждан то, что создавалось миллионами людей, и отдать одному инвестору».

 

5

 

Размещение Минфином Беларуси валютных облигаций

План размещения валютных облигаций Минфина в 2020 г – гособлигации на внешнем рынке на сумму до 1,350 млрд долл, а также внутренние гособлигации в объеме до 600 млн долл.

На 7 октября 2020 г котировки евробондов Беларуси с погашением в феврале 2023 г были на отметке в 98,2% от номинала, с погашением в июне 2027 г – 99,7%, с погашением в феврале 2030 г – 95,6%. Ставки купона по этим выпускам – 6,875%, 7,625% и 6,2% соответственно.

С 1 января по 30 сентября 2020 г Минфин Беларуси продал на внутреннем рынке валютные облигации на сумму 294,4 млн долл, из которых через торговую систему валютно-фондовой биржи – 219,4 млн долл.

24 июня в бюджет поступили ресурсы от размещения евробондов на общую сумму 1,25 млрд долл.

 

6

Экспортная пошлина на калийные удобрения

547,8 млн евро за 2020 г (при ставке пошлины 55 евро/т и экспорте 9,96 млн т). Фактический экспорт калийных удобрений за 2019 г составил 10,4 млн т в физическом весе.

В январе-июле 2020 г Беларусь экспортировала калийные удобрения на 1,397 млрд долл. Падение поставок к аналогичному периоду 2019 г составило 22,1%.

За I полугодие 2020 г в бюджет поступило 275,8 млн евро калийных пошлин (минус 9,9% к 2019 г). 30 апреля БКК сообщила о заключении контракта с Китаем по цене 220 долл/т (на 70 долл/т ниже, чем в 2019 г). 18 мая БКК и индийская IPL договорились о новом контракте до конца 2020 г по цене 230 долл/т (минус 50 долл/т к предыдущему).

 

7

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на чистой основе

Официальный прогноз Совмина по привлечению ПИИ на 2020 г составляет 1,7 млрд долл.

Основной приток ПИИ в 2020 г планируется в экономику Минска – 935 млн долл. Не менее 315 млн долл ПИИ должна получить Минская область. Для остальных 5 областей официальный прогноз равен по 90 млн долл.

За I полугодие 2020 г Беларусь получила 1,355 млрд долл ПИИ на чистой основе (+24,3% к 2019 г), из которых инвестиции в реальный сектор составили 1,090 млрд долл (+29,9%), в банковский сектор – 227,2 млн долл (+10,2%).

 

8

Размещение еврооблигаций Банка развития Беларуси

18 февраля глава Банка развития Андрей Жишкевич заявил, что в 2020 г банк собирается разместить рублевые евробонды на сумму не менее 200 млн бел руб.

Рублевые евробонды Банка развития в 2019 г пользовались высоким спросом у инвесторов. Для покупки облигаций в белорусских рублях нерезиденты продавали на внутреннем рынке Беларуси валюту, что позволяло властям поддерживать ЗВР.

В 2019 г Банк развития разместил валютные евробонды на 500 млн долл, однако реализовал 300 млн долл Минфину – в связи с отсутствием потребности в таком объеме валюты. В 2020 г размещение бумаг маловероятно в связи с текущей политико-экономической ситуацией.

 

9

Кредитные ресурсы России и ЕФСР

Два межгоскредита на 500 млн долл в эквиваленте и кредит ЕФСР на 500 млн долл

Первый госкредит и кредит ЕФСР должны поступить до конца 2020 г, второй межгоскредит – в I полугодии 2021 г.

ЕФСР одобрил выделение кредита Беларуси в сумме 500 млн долл на заседании 9 октября. Кредит номинирован в долларах и предназначен для погашения газового долга. Межгоскредиты номинированы в российских рублях и предназначены для рефинансирования долга перед властями РФ и банками России.

 

 

 

 

Поделиться: