USD/BYN 2.0788EUR/BYN 2.45100 RUB/BYN 3.14

Госдолг Беларуси в 2018 г приблизится к критическим значениям

МИНСК, 9 августа – ПраймПресс. Беларусь, вероятнее всего, не будет испытывать проблем с расчетами по внешнему долгу в ближайший год, однако долговая нагрузка на экономику страны возрастает. Аналитическое агентство ПраймПресс проанализировало возможные источники поступления валюты в Беларусь, приняв во внимание события июля 2017 г.

К плохим новостям можно отнести заявление представителя МВФ Уильяма Мюррея о приостановке переговоров с Беларусью. 20 июля во время брифинга в Вашингтоне Мюррей сообщил, что дискуссии по кредитной программе для Беларуси остановлены. МВФ по-прежнему ожидает от Беларуси четкую поддержку необходимых изменений на высоком уровне. Необходимые изменения касаются коммунального хозяйства и госпредприятий.

Очередная миссия МВФ прибудет в Беларусь в конце октября. Однако мандат миссии будет предусматривать лишь консультации с властями в области макроэкономической политики и обзор ситуации в Беларуси. О возобновлении переговорного процесса в активном режиме речь не идет.

ГОСКРЕДИТ С РОССИЕЙ СОГЛАСОВАН

В хорошие новости можно зачислить выход на финишную прямую переговоров о предоставлении кредита правительства России в объеме 700 млн долл. В середине месяца замминистра финансов РФ Сергей Сторчак заявил, что осталась чисто техническая работа по выделению денег белорусской стороне. По мнению замглавы Минфина Беларуси Максима Ермоловича, белорусские власти могут получить кредит уже в августе.

28 июля агентство Fitch Ratings сообщило, что госкредит согласован с Россией и будет выдан на срок 10 лет. Также рейтинговое агентство подтвердило заявления руководства Минфина о графике предоставления новых траншей Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР).

Напомним, в конце мая министр финансов Владимир Амарин заявил, что в течение 2017 г Беларусь рассчитывает получить от ЕФСР 1 млрд долл. Из этой суммы 600 млн долл уже перечислены Минфину. Таким образом, до конца года ведомство ожидает еще два транша кредита ЕФСР по 200 млн долл каждый.

Последний транш кредита ЕФСР на 200 млн долл может быть получен в январе-феврале 2018 г. Выкладки по срокам выделения траншей совпадают с контрольными датами, которые прописаны в матрице мер и преобразований властей, поддерживаемых кредитом ЕФСР.

Впрочем, несмотря на весь позитив, ситуация с погашением и обслуживанием валютного госдолга как была, так и остается непростой. Об этом открыто говорят в самом Минфине Беларуси.

В 2018 Г НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ВНЕШНЕГО ДОЛГА ПОНАДОБИТСЯ $3,7 МЛРД

В июле в журнале «Финансы, учет, аудит» вышла статья начальника главного управления бюджетной политики Минфина Елены Печень, посвященная работе властей по формированию проекта бюджета на 2017 г. В этой статье представитель Минфина указала, что на погашение и обслуживание валютного госдолга в 2018 г у Беларуси уйдет 3,7 млрд долл, из которых 2,5 млрд долл – на погашение, 1,2 млрд долл – на обслуживание.

Оценка будущих расходов властей на погашение и обслуживание госдолга, номинированного в валюте, в 2018 г превышает ожидаемые затраты на 2017 г (3,4 млрд долл). Главным образом это связано с выплатой основного долга и последнего купона по евробондам, размещенным в 2011 г. Затраты на закрытие долга по евробондам в январе 2018 г превысят 800 млн долл.
В 2018 г, по словам Печень, власти рассчитывают рефинансировать 75% основного долга в валюте и лишь 25% погасить за счет недолговых источников. В качестве одного из таких источников традиционно рассматриваются экспортные пошлины на нефтепродукты. По оценке Минфина, в следующем году экспортные пошлины на нефтепродукты поступят на сумму 480 млн долл.

Стоит отметить, что в 2018 г Беларусь не получит пошлины от реэкспорта российской нефти. По информации источников ПРАЙМ-ТАСС, договоренности с Россией о растаможивании в Беларуси 6 млн т российской нефти достигнуты только на 2017 г.

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ КАЛИЙНОЙ ОТРАСЛИ И НЕФТЕПЕРЕАБОТКИ СНИЗЯТСЯ

Ситуация с перечислением в бюджет доходов от экспорта калийных удобрений на сегодня менее определенна. С одной стороны, по указу №202 от 6 июня размер пошлины с 1 апреля по 31 декабря 2017 г был уменьшен с 55 до 20 евро за 1 т. С другой стороны, государство как акционер Беларуськалия изымает у него деньги через выплату дивидендов. В частности, 21 июля общее собрание акционеров компании решило в тот же день перечислить в республиканский бюджет дивиденды в размере, эквивалентном 255 млн бел руб (131 млн долл).

По сути, государство забрало у предприятия ресурсы, сопоставимые с объемом пошлин по ставке 55 евро за 1 т за несколько месяцев. Пока неизвестно, продолжится ли такая практика в 2018 г.

Также в июле Беларуськалий должен был перечислить в бюджет налог на прибыль. За счет снижения ставки экспортной пошлины сумма выплат скорее всего увеличилась по сравнению с предыдущим годом.

13 июля Уралкалий объявил о заключении контракта на поставки удобрений в Китай с августа по декабрь 2017 г. Дочерняя компания Уралкалий Трейдинг подписала контракт с консорциумом китайских покупателей – Sinochem, CNAMPGC и CNOOC.

По данным источников в отрасли, цена удобрений, заложенная в контракт, оказалась на 5% выше, чем в 2016 г – 230 долл за 1 т. В итоге остальные производители удобрений экспортируют в Китай свой продукт по тем же ценам, но в меньших объемах, чем Уралкалий. В прошлом году первенство в подписании контракта с китайскими покупателями было за Белорусской калийной компанией.

С июля начались остановочные ремонты на рудоуправлениях Беларуськалия. В связи с этим, во II полугодии Белорусская калийная компания ожидает снижение объемов выпускаемой продукции и соответственное сокращение объемов экспорта калийных удобрений.

В августе-октябре на ремонты будут остановлены мощности белорусских НПЗ. По информации концерна «Белнефтехим», с 9 августа по 17 сентября ремонт пройдет на Нафтане, с 17 сентября по 31 октября – на Мозырском НПЗ. По данной причине экспорт нефтепродуктов из Беларуси в ближайшее время будет далек от максимальных значений. Поскольку экспорт уменьшится, то и поступления от вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты будут ниже, чем в начале лета.

ГОСДОЛГ ПРИБЛИЗИТСЯ К КРИТИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЯМ

По расчетам Fitch Ratings, госдолг в ближайшие месяцы приблизится к критическим значениям, установленным среднесрочной финансовой программой на 2017-2019 гг. Согласно программе, в течение трех лет соотношение госдолга и ВВП не должно превышать 45%.

По оценке Fitch Ratings, в 2017 г госдолг Беларуси с учетом госгарантий приблизится к 56% от ВВП. При этом сами госгарантии агентство оценивает в 10,5% от ВВП. Отсюда следует, что госдолг без учета госгарантий на одну из отчетных дат 2017 г может составить до 45-45,5% от ВВП.

В том, что событие по превышению лимита госдолга в 45% имеет высокую вероятность, 30 июня признался Максим Ермолович. Он отметил, что в 2017-2018 гг Беларусь исполнит все обязательства по погашению и обслуживанию внешнего госдолга. Однако в конце 2017 г либо в начале 2018 г возможно временное преодоление госдолгом планки 45% от ВВП.

Фактическая сумма госдолга без учета госгарантий на 1 июля 2017 г составила 39,681 млрд бел руб, или 40,4% от ВВП. Внешний госдолг на ту же дату сложился на 15,576 млрд долл (30,7% от ВВП).

C мнением Ермоловича относительно надежности Беларуси как заемщика в июле оказались солидарны представители рейтингового агентства Moody's. По словам старшего вице-президента агентства Кристин Линдоу, Беларусь близка к обеспечению достаточного внешнего финансирования, позволяющего стране обслужить предстоящие обязательства в иностранной валюте в течение следующих 18 месяцев. Дополнительно в Moody's отметили, что больше не ожидают со стороны Беларуси поиска возможности заключить новую программу с МВФ.

Таблица. Возможные источники поступления валютных средств в Республику Беларусь

п/п

Источник средств

Предполагаемая сумма

Описание ситуации

Вероятность поступления

1

Кредит из средств ЕФСР (ранее – АКФ ЕврАзЭС)

2 млрд долл; как сообщили в июне 2016 г в ЕФСР, ставка по кредиту зафиксирована на уровне 4,06% годовых.

Кредит состоит из семи траншей. Первый транш на 500 млн долл поступил 30 марта 2016 г, второй (300 млн долл) – 29 июля 2016 г, третий (300 млн долл) – 26 апреля 2017 г, четвертый (300 млн долл) – 29 июня 2017 г.

В мае министр финансов Беларуси Владимир Амарин заявил, что в 2017 г рассчитывает на поступление от ЕФСР 1 млрд долл. В июле Fitch Ratings сообщило, что до конца 2018 г власти ожидают получить 600 млн долл (т.е. 3 транша по 200 млн долл).

2

Перечисление экспортных пошлин на нефтепродукты из российской нефти целиком в белорусский бюджет

В проект бюджета на 2017 г заложено поступление 491,7 млн долл пошлин на нефтепродукты (при цене нефти Urals в 35 долл за баррель и при переработке 24 млн т нефти). В 2018 г Минфин ожидает получить 480 млн долл экспортных пошлин.

По данным Минфина России, в январе 2017 г средняя цена Urals сложилась на уровне 53,16 долл за баррель, в феврале 2017 г – 53,49 долл за баррель, в марте 2017 г – 49,76 долл за баррель, в апреле 2017 г – 51,11 долл за баррель, в мае – 49,14 долл за баррель, в июне – 45,65 долл за баррель.

Сумма поступлений зависит от уровня цен на российскую нефть и нефтепродукты на внешних рынках. При текущем уровне цен вероятность получить в бюджет до 0,5 млрд долл экспортных пошлин остается высокой.

3

Кредит МВФ в рамках программы расширенного финансирования

До 3 млрд долл под 2,28% на 10 лет. В октябре 2016 г руководство НББ заявило, что объем ресурсов программы может быть увеличен до 3,4 млрд долл.

20 июля представитель МВФ Уильям Мюррей заявил о существенных непреодоленных противоречиях между властями Беларуси и персоналом фонда.

Как представители Минфина Беларуси, так и агентства, которые рейтингуют Беларусь и белорусские компании, сходятся во мнении, что переговоры по программе с МВФ временно поставлены на паузу.

4

Приватизация государственных активов

Проектом республиканского бюджета на 2017 г предусмотрено поступление 274,4 млн бел руб, или 125 млн долл по курсу, заложенному в бюджет, – 2,1954 бел руб за 1 долл.

Использование средств от приватизации госимущества в 2017 г в расходной части бюджета не предусматривается, что говорит об отсутствии реальных намерений о продаже инвесторам госсобственности.

Фактическое поступление средств от приватизации госимущества за январь-март 2017 г составило 1,7 млн бел руб. С высокой вероятностью план по привлечению доходов из данного источника будет провален властями.

5

Кредиты иностранных заимодателей (кроме международных финансовых организаций)

Бюджет на 2017 г предусматривает только погашение основного долга, отдельной строки «использование кредитов» нет.

Согласно бюджету на 2017 г погашение основного долга по кредитам государств и иных иностранных кредиторов составит 1,349 млрд бел руб.

Ожидается, что долг перед Россией будет рефинансирован за счет выделения из российского бюджета кредита на сумму 700 млн долл.

6

 

Размещение Минфином Беларуси валютных облигаций

Новые выпуски евробондов – на 800 млн долл и 600 млн долл (фактическое размещение), а также 360 млн долл по внутренним гособлигациям (первоначальный план).

 

В июле 2017 г биржевые котировки евробондов с погашением в январе 2018 г колебались от 102,4% до 102,7% от номинала. Доходность по выпуску на начало августа 2017 г была на уровне 3,7% годовых. Доходность по выпуску с погашением в феврале 2023 г составила на начало августа 5,6%, с погашением в июне 2027 г – 6,7%.

За январь-июль 2017 г Минфин реализовал валютные облигации на сумму 351,9 млн долл и 51 млн евро, в том числе через биржу – 250 млн долл и 50 млн евро. В июле валютные облигации не размещались. Вероятно, что новых выпусков до конца 2017 г не будет. Исключение могут составить операции по трансформации проблемных долгов.

7

Экспортная пошлина на калийные удобрения

Фактическое поступление пошлин в январе-марте 2017 г составило 148,7 млн евро (158,4 млн долл).

Ставка пошлины на калийные удобрения с 1 января по 31 марта находилась на уровне 55 евро за тонну. С 1 апреля по 31 декабря ставка снижена до 20 евро за тонну.

По словам гендиректора Беларуськалия, экспорт удобрений в 2017 г оценивается в объеме 9-9,5 млн т. В таком случае сумма пошлин за 2017 г может составить до 280-300 млн евро.

8

Кредитные ресурсы Всемирного банка (ВБ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)

В программе развития на 2016-2020 гг. прописано доведение объема операций ВБ до 300 млн долл, а также реализация проектов за счет ЕБРР на сумму до 250 млн долл.

Объем привлеченных ресурсов и процентная ставка по ним зависят от факта наличия кредитной программы с МВФ.

Из-за фактической заморозки переговоров с МВФ средства от пула международных кредиторов скорее всего поступят в минимальном объеме.

 

9

Кредитные ресурсы Европейского инвестиционного банка (ЕИБ)

До 200 млн евро в течение 2017 г.

В мае 2017 г было подписано соглашение о сотрудничестве с ЕИБ.

По сообщению МИД Беларуси, ЕИБ планирует финансирование белорусских проектов в объеме до 200 млн евро.

10

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на чистой основе

По оценке Совмина, в 2017 г будет привлечено не менее 1,4 млрд долл ПИИ на чистой основе. В 2018 г Совмин рассчитывает на поступление ПИИ в объеме не менее 1,7 млрд долл

Фактическое поступление ПИИ за январь-март 2017 г составило 832,7 млн долл, в том числе в банковский сектор – 211,4 млн долл.

Объем ПИИ за I квартал был меньше, чем за такой же период 2016 г (972,9 млн долл). Прогноз на 2017 г исполнится лишь при активном притоке ПИИ в II-IV кварталах.

11

Вхождение в капитал белорусских банков через приватизацию госпакетов акций

Предполагаемая сумма денежных инвестиций не определена. Форма и порядок проведения возможных сделок неизвестны.

27 июля при встрече с правительственной делегацией Турции премьер-министр Андрей Кобяков выразил заинтересованность в участии турецких госбанков в приватизации банков Беларуси. В свою очередь, глава турецкой делегации заявил, что Турцией ведутся работы по открытию в Беларуси своего банка.

Перспективы открытия турецкого банка либо участия турецкого капитала в приватизации белорусских госбанков неясны. Возможно, что под открытием банка турецкая сторона имеет в виду всего лишь основание представительства одного из своих банков на территории Беларуси.

 

 

Поделиться: