МИНСК, 12 декабря – Аналитическое агентство ПраймПресс. Согласно официальному прогнозу на 2018 г, темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения за январь-сентябрь должен был составить не менее 3,6%. Такой рост реальных доходов означает, что номинальным доходам следовало увеличиваться на 3,6% быстрее, чем росли потребительские цены в Беларуси. По первой оценке Белстата, фактический прирост реальных располагаемых доходов за 9 месяцев сложился на уровне 7,8%. Отчасти увеличение реальных доходов превзошло прогноз из-за более низкой инфляции, чем прогнозировалось. Однако основной вклад в быстрый рост доходов все же внесло значительное увеличение заработной платы в экономике.
В октябре министр экономики Дмитрий Крутой предполагал, что среднегодовая заработная плата в 2018 г составит около 938 бел руб. По факту уже за 9 месяцев средняя заработная плата достигла 932,3 бел руб, а по итогам 10 месяцев сложилась на отметке 938,8 бел руб. Таким образом, цель, о которой говорил Крутой, была достигнута досрочно.
Поскольку в декабре в Беларуси всегда происходит сезонный всплеск размера заработной платы, среднегодовой заработок за весь 2018 г будет гарантированно выше 940 бел руб.
Бурный рост заработной платы не мог не отразиться на динамике денежных доходов домохозяйств (см. диаграмму 1). В долларовом эквиваленте денежные доходы за III квартал превысили уровень сопоставимого квартала 2015 г.
Диаграмма 1.
Вместе с тем, денежные доходы домашних хозяйств в долларах все еще остались намного ниже доходов в 2014 г. Стоит отметить, что в этом есть и позитивная сторона, так как курс белорусского рубля к доллару в 2014 г был завышен, а в 2018 г находится около равновесия.
Другими словами, в 2018 г в экономике нет явных дисбалансов, как было четырьмя годами ранее. Значит нет и предпосылок к обвальному падению денежных доходов домохозяйств, как это случилось в 2015 г.
Драйвер – увеличение заработной платы
Драйвером роста денежных доходов является увеличение оплаты труда занятых в экономике (см. диаграмму 2). Рост пенсий сильно отстает от показателей по заработной плате, т.к. пенсии индексируются 1-2 раза в год президентскими указами.
Кроме того, до 2018 г власти испытывали значительные проблемы с исполнением бюджета Фонда социальной защиты населения. Бюджет ФСЗН сводился с дефицитом выше прогнозного и периодически принимал дополнительные трансферты из республиканского бюджета. Как известно, именно из ФСЗН идет выплата пенсий ее получателям.
В 2018 г ситуация улучшилась: бюджет ФСЗН исполняется с профицитом. В связи с этим по IV кварталу можно ожидать некоторое сближение темпов роста заработных плат и пенсий.
Диаграмма 2.
Запас циклического роста исчерпан
В целом, рост денежных доходов домашних хозяйств в долларовом эквиваленте к аналогичным периодам прошлых лет наблюдается уже 7 кварталов подряд и сохранится до конца 2018 г. В 2019 г рост денежных доходов замедлится, так как рост носит восстановительный (циклический) характер и на доходы начнет действовать эффект высокой базы сравнения.
Также следует иметь в виду, что по расчетам Нацбанка Беларуси в III квартале 2018 г закрылся разрыв выпуска, измеряемый отклонением фактического ВВП от потенциального. Закрытие разрыва выпуска сигнализирует о полном исчерпании запаса циклического роста. В дальнейшем поддержание даже имеющихся темпов роста экономики потребует либо проведения структурных реформ, либо резкого изменения к лучшему ценовой конъюнктуры на нефтяном и калийном рынках.
ВВП рассчитывается не только производственным методом (сумма добавленных стоимостей), но методом использования доходов и источникам доходов. В обоих случаях компонентами ВВП являются ресурсы домашних хозяйств (потребление либо доходы). Закрепить высокие темпы роста доходов и расходов домохозяйств можно или искусственной накачкой (на недолгий срок), или вследствие реформ. В противном случае реальные доходы начнут стагнировать, а затем и снижаться.
Домохозяйства стремятся сохранить уровень потребления
Денежные расходы домохозяйств в 2014-2018 гг демонстрировали примерно такую же динамику, что денежные доходы (см. диаграмму 3). Разница состоит лишь в том, что расходы восстанавливались чуть более активно.
Диаграмма 3.
В 2014 г (до кризиса) домохозяйствам Беларуси было присуще превышение доходов над расходами (см диаграмму 4). Вероятно, это было вызвано в том числе тем, что доходы населения находились на заравновесных уровнях – заработная плата не была заработана в полном смысле слова.
На протяжении 2015-2018 гг развилась посткризисная модель поведения домашних хозяйств. В условиях сокращения доходов по сравнению с докризисными отметками домохозяйства стремились смягчить удар и в максимально возможной степени сохранить уровень потребления.
После кризиса накопление средств во вкладах практически прекратилось, граждане стали расходовать прежние сбережения, а с 2017 г существенно активизировалось потребительское кредитование. Драйвером кредитования стали займы на покупку автомобилей. За 9 месяцев 2018 г продажи новых легковых авто увеличились к прошлому году на 65%.
Диаграмма 4.
Растет неравенство получателей заработной платы
Выход экономики из кризиса при отсутствии структурных реформ привел к сохранению высокой региональной дифференциации в уровне денежных доходов домохозяйств (см. диаграмму 5). Если до кризиса социальная политика властей способствовала сглаживанию разрывов в доходах, то уже несколько лет подряд она показывает слабую эффективность.
Дефицит ФСЗН долгое время не позволял восстановить размер пенсий на уровне 40% от средней заработной платы. Правительство планирует достичь этой планки только по итогам IV квартала 2018 г.
Также растет неравенство получателей заработной платы. С 2013 по 2018 г разница между медианной и средней заработной платой увеличилась с 23% до 33%. Это значит, что доходы высокооплачиваемых категорий увеличиваются быстрее.
Диаграмма 5.
В 2019 г правительство намерено вплотную заняться выравниваем диспропорций в доходах. С этой целью упор в повышении заработных плат будет сделан на бюджетную сферу, работники которой в основном относятся к низкооплачиваемым слоям населения.
Потребительские расходы устойчиво лидируют
Основным компонентом денежных расходов домашних хозяйств Беларуси были и остаются потребительские расходы. В структуре расходов их доля в зависимости от сезона и года колеблется от 73% до 79%.
В III квартале 2018 г средний уровень потребительских расходов на домохозяйство составил 902 бел руб в месяц. Потребительские расходы сильно варьируют у различных демографических групп домашних хозяйств (см. диаграмму 6).
Домашние хозяйства пенсионеров четыре квартала подряд находятся среди аутсайдеров по темпам роста потребительских расходов к сопоставимым периодам прошлых лет. Это консервировало отставание пенсионеров от прочих групп населения.
Как уже было отмечено, относительно низкие темпы роста расходов пенсионеров были продиктованы проблемами с исполнением бюджета ФСЗН. В конце 2018 г и 2019 г положение пенсионеров среди групп населения должно улучшиться.
До сих пор не решена проблема, состоящая в крайне близких уровнях потребления у домохозяйств с различным количеством детей. Рост количества детей не приводит к пропорциональному повышению потребления в расчете на домохозяйство, что означает распределение прежнего объема ресурсов между бóльшим количеством членов семьи.
Диаграмма 6.
Абсолютное большинство многодетных семей проживает в сельской местности, где потенциальный уровень доходов невысок, а возможности сменить род деятельности у взрослых членов семьи сужены. Родители в таких домохозяйствах, как правило, работают в государственных предприятиях агропромышленного комплекса либо в бюджетных организациях. Низкие доходы родителей в многодетных семьях ведут к резкому повышению уровня малообеспеченности (см. диаграмму 7).
Свыше четверти многодетных домохозяйств располагают ресурсами ниже размера бюджета прожиточного минимума на человека. Бюджет прожиточного минимума на душу населения в III квартале в среднем составлял 213,6 бел руб в месяц.
Прожиточный минимум включает в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Следовательно, в июле-сентябре 2018 г более 25% многодетных домохозяйств не располагали ресурсами для поддержания минимально приемлемого уровня жизни и здоровья.
Диаграмма 7.
Экспресс-прогноз – 2019
31 октября Совмин утвердил программу деятельности правительства Беларуси на период до 2020 г. В текст программы ее составители поместили часть, посвященную политике доходов населения.
Среди задач политики доходов правительство определило обеспечение роста заработной платы в зависимости от роста производительности труда и сохранение ее реального уровня, приоритетное повышение оплаты труда низкооплачиваемым категориям работников и проведение экономической политики по росту заработной платы в целях сокращения оттока рабочей силы за границу.
Индикаторами выполнения поставленных задач в политике доходов становятся:
1) рост реальных располагаемых денежных доходов населения к предыдущему году: в 2018 г – 107,1%, в 2019 г – 103,4%, в 2020 г – 103,5%;
2) достижение и поддержание соотношения заработной платы работников бюджетной сферы и средней заработной платы работников в целом по Беларуси не ниже 80%.
Выход на 80%-й уровень заработных плат бюджетников относительно среднего по экономике правительство планирует осуществить в IV квартале текущего года. Что касается динамики реальных располагаемых доходов, то заметно следующее: к концу 2018 г произойдет замедление роста доходов (107,6% за 9 месяцев против 107,1% за полный год).
В 2019-2020 гг произойдет резкое снижение темпов роста реальных доходов по сравнению с показателем за 2018 г. Можно предположить, что правительство не намерено разгонять рост заработных плат искусственным путем. Впрочем, ввиду отсутствия надежной системы сдержек и противовесов между правительством и президентом риски негативного сценария всегда сохраняются.
По прогнозу правительства средняя начисленная заработная плата в 2019 г составит 1 025 бел руб. К ожидаемому уровню 2018 г номинальный рост заработной платы достигнет 9%, реальный – 3,4-3,8%.
В ноябре Минск посетила очередная обзорная миссия Международного валютного фонда. По итогам оценки экономики Беларуси эксперты МВФ сочли, что в 2019-2020 гг рост номинальных заработных плат стоит поддерживать на уровне не выше ожидаемой годовой инфляции.
Прекращение реального роста заработной платы специалисты МВФ рассматривают как компенсаторный механизм после роста доходов занятого населения в текущем году, превысившего темпы увеличения производительности труда. Таким образом, даже на относительно скромные планы правительства по наращиванию заработных плат фонд смотрит как на избыточные и в перспективе способные привести к новой макроэкономической разбалансировке.
Схожие мысли в ноябре высказал глава представительства Всемирного банка в Беларуси Алекс Кремер. По его мнению, в стране есть циклическое восстановление экономики, но не наблюдается ускорения структурного роста. В таких условиях планы правительства по повышению доходов населения в конечном счете являются необоснованными по реальным предпосылкам.
В целом, позиция международных финансовых организаций имеет общую основу. Эффект от восстановительного роста практически исчерпан, а повышение доходов населения без увязки с увеличением производительности в экономике ведет страну на новую спираль экономического кризиса.
Долгое поддержание экономики одновременно в нереформированном состоянии и без шоков по внутренним причинам возможно только при сворачивании роста реальных заработных плат. В таком варианте развития событий выход домашних хозяйств на уровень потребления 2014 г откладывается на неопределенное время.