USD/BYN 2.4826EUR/BYN 2.924100 RUB/BYN 3.4226

Беларусь входит в период повышенных обязательств по выплатам внешнего долга

МИНСК, 13 января – ПраймПресс. 30 декабря Минфин Беларуси сообщил о поступлении первого транша государственного финансового кредита Российской Федерации на сумму, эквивалентную 500 млн долл.

18 декабря нижняя палата парламента в двух чтениях приняла проект закона о республиканском бюджете на 2021 г. В тот же день документ одобрила верхняя палата и направила его на подпись Лукашенко. Закон о бюджете был подписан 29 декабря и официально опубликован 1 января.

Минфин Беларуси на этот раз не обнародовал пояснительную записку к проекту бюджета, чем затруднил поиск информации о платежах по госдолгу. Однако текст закона о бюджете позволяет дать довольно точные оценки сумм, которые будут направлены в 2021 г на погашение и обслуживание обязательств государства.

Всего на погашение и обслуживание госдолга потратят 3,1 млрд долл в эквиваленте, из которых 3 млрд долл составят платежи в иностранных валютах. Погашение основного долга достигнет 1,9 млрд долл, обслуживание процентных платежей – 1,1 млрд долл.

17 декабря первый замминистра финансов Кийко сообщил, что в 2021 г доля валютных выплат в погашении госдолга составит 97%.

Комментарии

Средства кредита РФ, поступившие в конце 2020 г, не могут быть использованы напрямую для поддержки золотовалютных резервов, поскольку госкредит РФ номинирован в российских рублях.

Российский госкредит был предоставлен на условиях, которые аналогичны условиям суверенных займов Беларуси в 2010-х гг. Согласно межправительственному соглашению от 21 декабря средства двух траншей по 500 млн долл предоставляются при отсутствии просроченной задолженности по кредитам, выданным Россией, Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР), а также по кредитам, выданным белорусским юрлицам российскими юрлицами под гарантии правительства Беларуси.

Кроме того, по условиям кредитного соглашения не допускается просрочка по платежам за природный газ ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». Тем самым россияне отсекают возможность повторения ситуации с неплатежами за газ, которая имела место в 2016-2017 гг и в 2020 г.

Для осуществления платежей по госдолгу в 2021 г Минфин задействует сразу несколько источников. Во-первых, ведомство намерено направить на указанные цели 740 млн долл остатков средств республиканского бюджета. Во-вторых, рефинансирование госдолга планируется на сумму 975 млн долл в эквиваленте, из которых 775 млн долл обеспечат внешние заимствования, а 200 млн – внутренние.

Исходя из подписанных кредитных соглашений и текста бюджета 500 млн долл из 775 млн долл представляют собой второй транш российского госкредита, а 275 млн долл – облигации на внешнем рынке. С высокой вероятностью будет продолжена программа по размещению ценных бумаг Минфина на российском рынке.

По оценкам Минфина, на конец 2021 г размер госдолга без учета гарантий государства составит 38-40% от ВВП. На 1 декабря 2020 г госдолг Беларуси был эквивалентен 36,2% ВВП.

24 декабря были официально опубликованы основные направления денежно-кредитной политики на 2021 г. В соответствии с этим документом ЗВР Беларуси к концу года не должны сократиться ниже 6 млрд долл.

Таким образом, становится понятной стратегия властей в отношении выплат по валютным долгам. В условиях ограниченного доступа к международному рынку капитала правительство предполагает частично рефинансировать госдолг за счет российских ресурсов и внутреннего рынка, частично погасить обязательства за счет ЗВР.

Подобная стратегия может сработать при условии отсутствия экономических потрясений, которые отмечались в I квартале и в августе 2020 г. Если же произойдет новый всплеск нестабильности в белорусской экономике, резервы могут опуститься ниже критического размера. В этом варианте власти будут вынуждены прибегать к экстраординарным заимствованиям на внешних рынках и/или повышенному изъятию валюты с внутреннего рынка.

На излете 2020 г ЕФСР обнародовал собственные расчеты по госдолгу Беларуси. В ЕФСР отметили, что внешние обязательства в структуре госдолга превышают 80%. При этом около 8 млрд долл (44% внешнего долга) составляют обязательства перед Россией, 18% – перед Китаем, 12% – перед ЕФСР, 20% – евробонды и гособлигации на российском рынке.

По расчетам управляющего средствами ЕФСР пик выплат по госдолгу намечается в 2023 г. В 2023 г власти израсходуют на погашение и обслуживание обязательств до 4 млрд долл.

Международные финансовые организации и рейтинговые агентства предпочитают рассматривать госдолг Беларуси в «расширенном» определении – с учетом госгарантий и обязательств местных властей. Не является исключением и ЕФСР. По оценкам экспертов фонда, в 2021 г уровень такого госдолга составит 54% и опустится ниже 52% только по итогам 2025 г.

Таблица. Возможные источники поступления валютных средств в Республику Беларусь

п/п

Источник средств

Предполагаемая сумма

Описание ситуации

Вероятность поступления

1

Перечисление экспортных пошлин на нефтепродукты из российской нефти в белорусский бюджет

В бюджет на 2020 г заложено поступление 476,4 млн долл пошлин на нефтепродукты.

 

В бюджет на 2021 г заложено поступление 0,3 млрд бел руб пошлин (при цене нефти Urals 40 долл/барр).

По данным Минфина России, в январе-декабре 2020 г средняя цена нефти марки Urals сложилась на уровне 41,73 долл за баррель (на 34,4% ниже, чем в январе-декабре 2019 г – 63,59 долл за баррель).

За 9 месяцев 2020 г в бюджет поступили экспортные пошлины на нефтепродукты в сумме 111,2 млн долл (в 4,3 раза ниже, чем в 2019 г – 472,9 млн долл). Поступление заложенного в бюджет-2020 объема пошлин представляется маловероятным событием, объем поступлений в 2021 г более реалистичен.

 

2

Кредит МВФ в рамках программы расширенного финансирования (stand by)

До 3 млрд долл под 2,28% на 10 лет. В октябре 2016 г в НББ заявляли, что объем программы может быть увеличен до 3,4 млрд долл.

Миссия МВФ во главе с Жаком Миньяном должна была работать в Беларуси с 19 по 30 марта. Однако приезд отложили в связи с эпидемией коронавируса.

Власти не собираются следовать рекомендациям МВФ. Вероятность выделения финансирования в 2021 г крайне низка. По итогам президентских выборов в августе финансирование может быть заблокировано на долгие годы.

 

3

Кредит МВФ в рамках механизма быстрого финансирования (Rapid Financing Instrument (RFI))

Около 900 млн долл в течение 2 лет

Размер кредита ограничен объемами квоты Беларуси в МВФ. Срок погашения – 10 лет, из которых 5,5 года – льготный период.

В начале сентября официальный представитель МВФ Джерри Райс сообщил, что «мы не нашли способов преодолеть существенные разногласия по мерам реагирования на нынешние трудности».

 

4

Приватизация государственных активов

План по поступлению средств от приватизации госимущества отсутствует в бюджете на 2021 г.

В апреле власти продали весь госпакет (99,83%) в Паритетбанке компании, которую контролирует Саид Гуцериев. Сумма сделки не раскрыта. Сделки по госпакетам в остальных банках скорее всего отложены на неопределенный срок в связи с итогами выборов и кризисом в экономике Беларуси.

 

20 ноября Лукашенко посетил Гомсельмаш, где заявил, что Россия хотела бы приватизировать крупные белорусские предприятия, но он не допустит этого, чтобы «не стать придатком кого-то». Также Лукашенко сообщил, что не пойдет «на какую-то обвальную приватизацию».

5

 

Размещение Минфином Беларуси валютных облигаций

План размещения валютных облигаций Минфина в 2021 г – гособлигации на внешнем рынке на сумму до 275 млн долл, а также внутренние гособлигации в объеме до 200 млн долл. Плана выхода на рынок с евробондами пока нет.

На 4 января 2021 г котировки евробондов Беларуси с погашением в феврале 2023 г. были на отметке в 103,9% от номинала, с погашением в июне 2027 г – 110,3%, с погашением в феврале 2030 г – 101,3%. Ставки купона по этим выпускам – 6,875%, 7,625% и 6,2% соответственно.

С 1 января по 30 ноября 2020 г Минфин Беларуси продал на внутреннем рынке валютные облигации на сумму 307,5 млн долл, из которых через систему валютно-фондовой биржи – 224,8 млн долл.

24 июня в бюджет поступили ресурсы от размещения евробондов на общую сумму 1,25 млрд долл.

 

6

Экспортная пошлина на калийные удобрения

547,8 млн евро за 2020 г (при ставке пошлины 55 евро/т и экспорте 9,96 млн т).

 

1,6 млрд бел руб в 2021 г, объемы экспорта и размер пошлины в 2021 г не раскрываются Минфином

В январе-октябре 2020 г Беларусь экспортировала калийные удобрения на 2,003 млрд долл. Падение поставок к аналогичному периоду 2019 г составило 17,2%. За 11 месяцев Беларуськалий произвел 11,362 млн т удобрений, что является рекордом 11 месяцев за всю историю предприятия.

 

За 9 месяцев 2020 г в бюджет поступило 451,7 млн евро калийных пошлин (+0,7% к 2019 г). При текущей конъюнктуре на мировом калийном рынке собрать в бюджет 2021 г 1,6 млрд бел руб экспортных пошлин – вполне реалистичная задача.

7

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на чистой основе

Официальный прогноз Совмина по привлечению ПИИ на 2020 г составляет 1,7 млрд долл.

 

Прогноз по привлечению ПИИ на 2021 г не обнародован.

Основной приток ПИИ в 2020 г планируется в экономику Минска – 935 млн долл. Не менее 315 млн долл ПИИ должна получить Минская область. Для остальных 5 областей официальный прогноз равен по 90 млн долл.

За 9 месяцев 2020 г Беларусь получила 1,292 млрд долл ПИИ на чистой основе (+16,2% к 2019 г), из которых инвестиции в реальный сектор экономики составили 1,008 млрд долл (+20,6%), в банковский сектор – 226,2 млн долл (+9,5%).

 

8

Кредитные ресурсы России и ЕФСР

2 транша госкредита России по 500 млн долл в эквиваленте каждый и кредит ЕФСР на 500 млн долл.

Только кредит ЕФСР номинирован в долларах. Госкредит РФ номинирован в российских рублях и предназначен для рефинансирования долга перед властями и банками России.

Минфин получил кредит ЕФСР 16 октября 2020 г. Первый транш госкредита от России поступил 30 декабря 2020 г, второй транш ожидается в течение 2021 г.

Поделиться: