USD/BYN 3.2421EUR/BYN 3.464100 RUB/BYN 3.4968

Беларусь и Украина не заинтересованы в расширении дипломатического конфликта на экономическую сферу

МИНСК, 27 ноября – Аналитическое агентство ПраймПресс. Резонансный «шпионский скандал», сопровождающийся задержанием в Беларуси украинских граждан, а также взаимной высылкой сотрудников дипмиссий, вызвал самый серьезный за последние три года кризис в отношениях между Минском и Киевом. В Украине, с ее неоднородным внутриполитическим спектром, уже прозвучали призывы к ограничению партнерства с официальным Минском, причем и линии экономического сотрудничества. И хотя украинская сторона до выяснения «всех обстоятельств» уже ограничила межправительственные контакты, связанные с посещением Беларуси, официальный Киев не форсирует радикальную публичную риторику. Очевидная причина – опасения возможных последствий распространения дипломатического пока конфликта в экономическую плоскость.

Соответственно, высока вероятность, что Киев в своей реакции на «недружественные действия» Минска постарается не затрагивать внешнеторговую сферу. Ведь нынешние отношения Беларуси и Украины являются довольно редким примером того, как полярные геополитические ориентации катализируют развитие комплексного сотрудничества.

В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ОТНОШЕНИЯ ВЕРНУЛИСЬ НА «ТРАЕКТОРИЮ РОСТА»

До настоящего времени белорусско-украинское сотрудничество складывалось довольно гармонично и стабильно, чему способствовали как взаимная экономическая заинтересованность, так и здоровый прагматизм в отстройке и поддержании внешнеполитических отношений, регулярные контакты на высшем уровне. Так, в текущем году президенты Александр Лукашенко и Петр Порошенко дважды провели очные рабочие переговоры – 26 апреля в ходе совместного посещения Чернобыля и Лясковичей (Гомельская область) и 20-21 июля в рамках официального визита Лукашенко в Украину. Оба переговорных раунда оказались результативными, по их итогам были зафиксированы важные договоренности:

- О взаимодействии в области энергетической безопасности. Включая возможности расширение присутствия Беларуси на рынке нефтепродуктов Украины, организации поставок альтернативного сырья (украинского, иранского, азербайджанского) для белорусской нефтеперерабатывающей отрасли с использованием транзитного потенциала Украины, возобновления поставок украинской электроэнергии для белорусских потребителей.

- О дальнейшем наращивании двустороннего товарооборота до прежних «пиковых» значений (7-8 млрд долл в год), и, как отметил А. Лукашенко, «в течение двух лет мы достигнем этого уровня».

- О развитии сотрудничества в промышленности и аграрном секторе, в том числе, с целью выхода на рынки третьих стран, прежде всего, России и Евросоюза. Кстати, отдельные совместные проекты по сборке белорусской техники в Украине на фоне падения масштабов промышленного производства в Беларуси выглядят довольно внушительно, например, в 2016 г в Украине было собрано 2500 тракторов, около 180 комбайнов (в самой Беларуси - 353 комбайна).

- О восстановлении речного транспортного коридора Е40 Днепр-Висла (через Припять и Западный Буг) с потенциалом грузоперевозок до 4 млн т в год. Данный инфраструктурный проект может придать стратегический и концептуальный (создание новой транзитной магистрали по линии Север-Юг) характер двустороннему сотрудничеству, расширит для Беларуси доступ к портам Балтии (в том числе, польским) и Черного моря. Для его реализации требуется провести дноуглубление по водному маршруту от Киева до границы с РБ, построить портовый комплекс в селе Нижние Жары (Гомельская область). Одним из сопутствующих факторов в осуществлении данного трансграничного проекта могло бы стать инвестиционное участие ЕС, например, через доступ к Европейскому внешнему инвестиционному плану. Об активизации таких переговоров с Брюсселем упоминал 3 октября в кулуарах Белорусской транспортной недели вице-премьер Анатолий Калинин.

Приведенные планы достаточно реалистичны, и как ни парадоксально, полярные геополитические ориентации Беларуси и Украины способны катализировать их выполнение. Не являясь в данный момент в силу известных обстоятельств прямыми конкурентами на значимых для себя рынках (прежде всего, ЕАЭС и ЕС), Минск и Киев, усиливая экономическую кооперацию, могут наращивать свое присутствие на этих рынках. Что, в частности, и происходит по линии фактического реэкспорта украинской сельхозпродукции (например, говядины) в Россию, и чем в значительной мере объясняется заметный рост украинского экспорта в РБ (на 26,6% в январе-сентябре текущего года).

Взаимная торговля между Беларусью и Украиной, после падения в 2015 г до 3,475 млрд долл (в 2014-м – 5,868 млрд долл), в 2016 г увеличилась до 3,838 млрд долл, а уже в январе-августе текущего года составила 2,958 млрд долл (рост на 23,2% в сопоставлении с аналогичным периодом прошлого года). То есть, при более благоприятной конъюнктуре нефтяных цен (поставки нефтепродуктов составляют не менее 80% стоимостного объема белорусского экспорта) этот показатель мог бы приблизиться к пиковой отметке 2012 года в 7,521 млрд долл.

Украина является вторым после России внешнеторговым партнером Беларуси. Данные о взаимной торговле представлены в таблице.

Таблица. Данные о внешней торговле Беларуси с Украиной в январе-августе 2017 г.

Январь-                           август                       2016 г, тыс долл                                

Январь-                  август                        2017 г, тыс долл

 Январь-август 2017 г                     в % к январю-августу 2016 г

Удельный вес в общем объеме, % январь-август 2016 г

 Удельный вес в общем объеме,

январь-август 2017 г

Место Украины во внешней торговле РБ,  январь-август 2016 г

 Место

Украины во внешней торговле РБ,  январь-август 2017 г

оборот

2 399 901,4

2 957 726,6

123,2 

7,4 

7,5 

экспорт

1 808 841,3

2 197 217,5

121,5 

11,9 

11,9 

импорт

591 060,1

760 509,1

128,7 

3,4 

3,6 

сальдо

1 217 781,2

1 436 708,4

 

 

 

 

Источник: Белстат

Впечатляет динамика по отдельным позициям. Например, поставки украинской говядины, зерна и масличных культур увеличились почти в 4 раза (здесь и далее данные за 9 месяцев 2017 г), черных металлов – в 2 раза, железнодорожных вагонов и локомотивов – в 20 раз. Белорусские поставки металла выросли в 13 раз, средств наземного транспорта – почти на 80%. Причем Беларусь по-прежнему сохраняет значительное положительное сальдо в двусторонней торговле – 1,66 млрд долл по итогам 9 месяцев текущего года. Для сравнения: в торговле со странами ЕАЭС отрицательное для Беларуси сальдо за этот период составило 3,78 млрд долл (в январе-сентябре 2016 г - 2,998 млрд долл).

При этом украинская сторона не рассматривает такой дисбаланс товарооборота как проблему, поскольку превышение объемов белорусского экспорта достигается за счет одинаково важной для партнеров позиции – поставок нефтепродуктов. Белорусские бензины и дизтопливо не только доминируют на украинском розничном рынке (составляют не менее 70% от общих объемов импорта), но и в значительной мере покрывают стратегические топливные потребности Украины. Даже в неблагоприятном для нефтяной отрасли 2016 г объем поставок белорусских нефтепродуктов в Украину (несмотря на сокращение нефтяного снабжения со стороны РФ) увеличился на 35% до 4,33 млн т, а выручка от их реализации (несмотря на общее снижение ценовой конъюнктуры) выросла на 4% до 1,75 млрд долл.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

И в целом сфера нефтепереработки, несомненно, составляет основу взаимных интересов, а также определяет перспективы развития значимых двусторонних проектов, в том числе, следующих:

- О допуске украинских компаний к переработке нефти по давальческой схеме на Мозырском НПЗ. Данная тема давно рассматривается на самом высоком переговорном уровне. Коммерческий интерес Украины, располагающей собственным сырьем и не имеющей достаточного объема технологически эффективных перерабатывающих мощностей, очевиден. Для Беларуси такое партнерство до недавнего времени не являлось коммерчески привлекательным, однако встречный интерес проявился в ходе недавнего затяжного энергетического конфликта с Россией, когда белорусские НПЗ работали в режиме недозагрузки из-за сокращения поставок российской нефти.

- Об организации транзитного маршрута доставки альтернативной нефти в РБ (на НПЗ в Мозыре) с использованием украинских черноморских нефтяных терминалов, железнодорожных линий и трубопроводных веток Одесса - Броды и Мозырь - Броды с потенциалом прокачки до 14 млн т в год. В тестовом режиме этот маршрут уже был опробован на небольших партиях сырья из Ирана и Азербайджана. Данный проект для Минска актуализировался в контексте энергетических споров с Москвой, подтвердивших обоснованность поиска альтернативных источников нефти и способов их доставки (как отмечал в июне вице-премьер Беларуси Владимир Семашко, «У нас опасная зависимость, пускай и с дружественной нам страной. 95% энергоресурсов для собственных нужд мы поставляем оттуда»).

Примечательно, что 23 мая компании «Укртранснафта» и «Гомельтранснефть Дружба» заключили соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, подразумевающее, в том числе, возможность активной загрузки ветки Мозырь - Броды магистрального нефтепровода «Дружба» (а в марте «Укртранснафта» завершила заполнение ветки Одесса - Броды технологической нефтью). Кстати, дополнительный объем нефтяного сырья и готовых нефтепродуктов может перемещаться нефтеналивными баржами в случае открытия водного маршрута Е40.

СДЕРЖИВАЮЩИЙ ФАКТОР

В то же время серьезным сдерживающим фактором в реализации вышеупомянутых проектов является необходимость учета Беларусью вероятной реакции России, располагающей существенными возможностями для ситуативного реагирования. Достаточно вспомнить недавнее заявление президента РФ Владимира Путина о необходимости «запакетировать» поставки российской нефти в Беларусь с транспортировкой белорусских нефтепродуктов по российской железной дороге на терминалы портов Усть-Луги и Санкт Петербурга.

В этой связи стоит отметить, что тактика обозначения «угроз» может оказаться эффективной и применительно к блокированию отдельных направлений белорусско-украинского сотрудничества. Скажем, за гипотетической угрозой вновь перекрыть для Беларуси нефтяной вентиль (чтобы осложнить снабжение нефтепродуктами украинской армии) не обязательно последуют действия. Достаточно создать убедительное ощущение, что вероятность такого события весьма высока, следовательно, строить долгосрочные планы, предусматривающие использование российского сырья, Минску и Киеву не имеет смысла.

Еще более разрушительный эффект подобная тактика может оказать в плане подрыва доверия между Минском и Киевом в сфере безопасности.

НИ МИНСК, НИ КИЕВ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В РОСТЕ НАПРЯЖЕННОСТИ

Так или иначе, Беларусь, являясь несомненным военно-политическим союзником РФ, до последнего времени проводила достаточно самостоятельную внешнеполитическую линию в отношениях с Украиной. Причины объективны: любая эскалация внутриполитической ситуации в соседней стране подрывает основы экономического сотрудничества, а также создает дополнительные внутриполитические риски для Беларуси.

В приоритетном экономическом взаимодействии Минск и Киев решают также весьма реалистичные задачи. Кроме того, официальный Киев пытается использовать позитивные экономические перспективы как дополнительный фактор, минимизирующий риски втягивания Беларуси в украино-российский конфликт.

Вместе с тем, в Киеве с растущей озабоченностью вынуждены допускать, что экономическая зависимость Минска от Москвы будет все больше трансформироваться в политическую.

Впрочем, украинское руководство вряд ли имеет даже минимальные намерения «оторвать» Беларусь от России или как-то ослабить белорусско-российский союз, понимая не только характер нынешней зависимости Минска от Москвы, но и используя, как уже отмечалось, соответствующие возможности для извлечения экономических выгод от такой геополитической ориентации Минска.

В этой ситуации высока вероятность, что Киев, реагируя на «недружественные действия» Минска, постарается не затрагивать внешнеторговую составляющую двустороннего сотрудничества. Хотя именно данный компонент ответного давления мог бы оказаться наиболее ощутимым для белорусских партнеров. Например, имеются формальные основания для открытия антидемпинговых расследований в отношении ряда белорусских товаров. В частности, цемента, потерявшего экспортную ликвидность на других рынках, и поставки которого в Украину планируется нарастить до 1 миллиона тонн в год. 

 

Поделиться: