МИНСК, 20 октября – ПраймПресс. Правительство Беларуси готовит прогноз на 2021 г в условиях высокой неопределенности. Главными рисками для экономики являются нарастающая политико-экономическая изоляция Беларуси и попытки вернуть управление финансовым сектором на командно-административные рельсы, отмечают аналитики агентства ПраймПресс.
Предложен более умеренный прогноз по ВВП
1 октября состоялось заседание президиума Совмина, на котором было заявлено обсуждение проектов прогноза социально-экономического развития на будущий год, основных направлений денежно-кредитной политики и республиканского бюджета на 2021 г. Предыдущее такое заседание имело место 21 июля, однако произошедшие с тех пор неблагоприятные для экономики события вынудили правительство перекраивать прогнозные документы.
В частности, прогноз по росту валового внутреннего продукта (ВВП) в 2021 г был сокращен с 3,5% до 1,8%. Правительство предполагает, что в следующем году 0,8 п.п. роста будет обеспечено за счет внутреннего спроса, а 1,0 п.п. – за счет внешнего.
Диаграмма 1.
По мнению госорганов, структура ВВП в 2021 г будет выглядеть следующим образом: 71,4% – конечное потребление, 28,2% – валовое накопление, 0,4% – чистый экспорт.
Чиновники считают, что в 2020-2021 гг будет отмечаться позитивное сальдо внешней торговли товарами и услугами. В денежном выражении размер сальдо на 2020 г составит по расчетам властей 315 млн долл, в 2021 г – 265 млн долл.
Оценка динамики экспорта товаров и услуг на 2020 г ввиду объективных причин (мировой кризис, вызванный эпидемией коронавируса) сильно разошлась с официальным прогнозом, который был составлен в конце прошлого года. Если в 2019 г Совмин ожидал рост экспорта на 3,6%, то теперь ждет его сокращение на 14,8%. Позитивное сальдо внешней торговли образуется за счет большей просадки импорта (на 16,4%).
Что касается оценки работы экономики в 2020 г, то в Министерстве экономики в сентябре ожидали сокращение ВВП на 0,6%. Такой сценарий предполагает незначительный рост экономики в IV квартале. Независимые эксперты и международные организации оценивают 2020 г гораздо скептичнее. Их оценки колеблются в пределах минус 2-4%. Так как фактический ВВП за 9 месяцев сократился на 1,3%, данные сценарии предполагают усиление спада в конце года.
По расчетам экспертов Минэкономики, вклад внутреннего спроса в ВВП за 2020 г будет позитивным (+0,1 п.п.), а внешнего спроса – негативным (минус 0,7 п.п.). Рост добавленной стоимости в 2020 г по основным видам деятельности выглядит так: промышленность – минус 1,4%, сельское и лесное хозяйство – +5,9%, строительство – +5,6%, сфера услуг – минус 1,3%.
По оценкам властей, производительность труда за 2020 г сократится на 0,3%, в 2021 г – вырастет на 1,9%.
Рост экспорта в 2021 г лишь частично компенсирует потери, понесенные в 2020 г
В 2021 г правительство ожидает позитивный вклад внешнего сектора в ВВП. При этом власти закладывают рост экспорта всего на 5,7%, что лишь частично компенсирует потери, понесенные в 2020 г.
Диаграмма 2.
Основу белорусского экспорта составляют нефтепродукты и калийные удобрения. Следовательно, с высокой вероятностью правительство ожидает сохранения пониженных цен на эти товары по сравнению с 2019 г. В частности, еще в июле сообщалось, что официальный прогноз на 2021 г рассчитан из среднегодовой цены на нефть в размере 40 долл/барр.
Внутренний спрос повысится за счет роста доходов населения
Судя по всему, прирост внутреннего спроса на 0.8 п.п. власти намерены обеспечить через увеличение реальных доходов населения. Драйвером роста реальных доходов станет заработная плата наемных работников. Власти ожидают, что реальная зарплата за 2020 г увеличится на 7,2%, а за 2021 г – на 1,8%. Соответственно, остальные виды доходов населения (пенсии, пособия, стипендии, предпринимательский доход и т.п.) будут несколько отставать по темпам роста.
Диаграмма 3.
Предполагается, что номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за 2020 г составит 503 долл в эквиваленте, за 2021 г – 517 долл. Этот же показатель в 2019 г был равен 523 долл. Таким образом, восстановление зарплат белорусов в международном сопоставлении откладывается как минимум на 2022 г. Если же учесть уменьшение покупательской способности самого доллара (примерно на 2% в год), то реальное, а не номинальное восстановление займет еще более длительное время.
По оценкам властей, производительность труда за 2020 г сократится на 0,3%. Так как падение ВВП ожидается на уровне 0,6%, то власти также закладывают в собственные модели уменьшение занятости населения. По оценкам чиновников, средний уровень занятости в экономике за 2019 г составил 4,334 млн человек, а за 2020 г сократится до 4,320 млн человек. Согласно подсчетам Совмина, средний уровень занятости в экономике за 2021 г упадет до 4,315 млн человек. Это объективная картина, обусловленная общим старением населения и превышением количества уходящих на пенсию над количеством приходящих на рынок труда.
Поскольку в 2020-2021 гг ожидается замедление темпов роста доходов и количества занятых в экономике, то власти закладывают на будущее и замедление прироста розничных продаж (с 2,5% в 2020 г до 2% в 2021 г).
Возврат к валовым показателям денежного рынка создает угрозу финансовой стабильности
На совещании президиума Совмина 1 октября премьер-министр Роман Головченко отметил, что в проекте указа об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики на 2021 г отсутствуют «параметры монетарной политики — прирост требований банков к экономике, ставка рефинансирования, ставка по новым рублевым кредитам, курс рубля, стоимость корзины иностранных валют».
Позиция премьер-министра вызывает удивление, так как в последний раз такие показатели прямо прописывались в основных направлениях денежно-кредитной политики еще во время руководства Нацбанком Надеждой Ермаковой. В период руководства Павла Каллаура (с декабря 2014 г) в Нацбанке отошли от утверждения подобных валовых показателей в связи с коренным изменением режима монетарной политики.
Если правительству все-таки удастся продавить возвращение к прежним практикам, это негативным образом скажется на финансовой стабильности. Однако финансовая стабильность – это единственное достижение последних лет на фоне отказа от структурных реформ в госсекторе. По сути, власти могут собственными руками разрушить все то, что создавалось Нацбанком в 2015-2019 гг, и экономика перейдет в режим неуправляемого плавания.
Впервые с 2014 г Нацбанк не уложится в собственный прогноз по росту цен
На сегодня основной целью Нацбанка пока еще остается ограничение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен. 14 октября состоялось дополнительное заседание правления Нацбанка по денежно-кредитной политике. Регулятор решил оставить ставку рефинансирования и ставки по операциям регулирования ликвидности на текущем уровне.
В Нацбанке обосновали принятое решение повышенным инфляционным фоном. В сентябре годовой прирост потребительских цен ускорился до 6,1%, что заметно выше цели регулятора (5%). По расчетам Нацбанка, годовая инфляция останется около 6% вплоть до конца года, хотя еще в августе Павел Каллаур говорил о возможности ограничить инфляцию в коридоре 5-5,3%. Регулятор прогнозирует возврат к преобладанию в экономике дезинфляционных факторов и к инфляции в пределах 5% лишь в среднесрочной перспективе.
Сохранение инфляции на уровне 6% в 2020 г означает, что впервые с 2014 г Нацбанк не уложится в собственный прогноз по росту цен. Имеются косвенные признаки того, что денежно-кредитная и бюджетная политика стали чрезмерно мягкими в угоду пожеланиям премьер-министра сохранить ВВП на уровне 2019 г.
На 11 ноября запланировано еще одно заседание правления Нацбанка по денежно-кредитной политике. Если через месяц регулятор снизит ставки, это может означать победу отраслевых лоббистов над монетарными властями и начало постепенного сворачивания достижений Нацбанка прошлых лет.
В целом, главными рисками для срыва прогноза на 2021 г являются нарастающая политико-экономическая изоляция Беларуси и попытки вернуть управление финансовым сектором на командно-административные рельсы. Экономика может протянуть некоторое время без нового кризиса, если не будет произведен разворот к старым методам управления, которые применялись вплоть до 2014 г.
Нацбанк не оставляет попыток замедлить негативные процессы, в том числе через временный запрет на выдачу кредитов овернайт коммерческим банкам, который был продлен по 19 января 2021 г. Однако усилия регулятора могут быть подорваны возобновлением директивного кредитования в объемах, имевших место до 2016 г.