Вопрос перевалки белорусских нефтепродуктов через российские порты становится новым рычагом давления Минска на Москву - эксперт
МИНСК, 23 марта - ПраймПресс. Вопрос перевалки белорусских нефтепродуктов через российские порты становится новым рычагом давления Минска на Москву. Об этом сказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.<br> <br> Юшков напомнил, что в начале марта 2021 г первые железнодорожные эшелоны с белорусскими нефтепродуктами были направлены в российские порты - в Усть-Лугу прибыли 5 тыс т бензина, в Санкт-Петербург - 3,6 тыс т мазута.<br> <br> «Однако не все так хорошо и радостно в этом проекте. Потому что подписанное еще в феврале соглашение не подразумевает твердых контрактов. В соглашении прописаны основные параметры перевода транзита на российские порты, но даже указанные в документе объемы – индикативные, то есть стороны не обязаны их выполнять и переваливать именно эти объемы», - отметил Юшков в выпуске видеоблога «Энерджайзер» на канале «Евразия.Эксперт».<br> <br> И здесь, по его словам, для Беларуси появляется предмет для торга. «Минск говорит – да, мы перевозим нефтепродукты в российские порты, н о давайте обсудим условия перевалки. Подтверждением тому является тот факт, что первые железнодорожные составы с белорусскими нефтепродуктами пошли в порты РФ только после встречи Лукашенко с Путиным в Сочи (встреча президентов Беларуси и РФ Александра Лукашенко и Владимира Путина 22 февраля 2021 г – ред.). Там явно обсуждались какие-то моменты, связанные с условиями начала перевода белорусских нефтепродуктов на российские мощности», - сказал Юшков.<br> <br> По его словам, Минск, в частности, хочет направить остатки кредита, которые Москва выдавала на строительство Белорусской АЭС (БелАЭС, Островецкий район, Гродненская область), на другие объекты и другие свои нужды. «И вполне возможно, что торг шел именно в этом ключе», - сказал Юшков. Ранее Лукашенко говорил Путину, что готов направить деньги, сэкономленные на строительстве БелАЭС, на строительство портового терминала в РФ.<br> <br> «Но Москва хочет указать, что мяч – на стороне Беларуси: начинайте поставки, а там будем обсуждать вопросы дальнейшего сотрудничества», - отметил эксперт.<br> <br> По его мнению, сейчас очевидно, что на объемы перевалки, заявленные в межправсоглашении, стороны не выйдут. «Поэтому надо четко понимать, что вопрос перевалки белорусских нефтепродуктов становится новым рычагом давления на Москву со стороны Минска, новым предметным полем для торга. И здесь стоит ожидать, что вопрос транзита и перевалки будет обрастать новыми условиями для торга», - подчеркнул Юшков.<br> <br> Как сообщалось, пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Александр Тищенко 14 марта заявил, что белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ, ОАО «Нафтан», Новополоцк, Витебская область и ОАО «Мозырский НПЗ», Гомельская область) будут наращивать экспорт нефтепродуктов через порты РФ, так как российская сторона предложила более выгодные транзитные условия, чем через порты стран Балтии.<br> <br> РФ и Беларусь заключили межправительственное соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов на экспорт через морские порты РФ 19 февраля 2021 г. Соглашение определяет взаимодействие белорусских хозяйствующих субъектов с операторами терминалов морских портов на условиях «бери или плати» (take-or-pay). Документ предусматривает перевалку предприятиями Беларуси более 9,8 млн т грузов в морских портах РФ в 2021-2023 гг. Индикативные объемы перевалки, согласно соглашению, составляют 3,5 млн т в 2021 г, 3,2 млн т в 2022 г и 3,1 млн т в 2023 г. Речь идет о таких грузах, как мазут, бензин и масло. Экспорт основного высокомаржинального продукта – дизельного топлива через российские порты не предусмотрен.<br> <br> Беларусь в последние годы экспортировала через порты стран Балтии около 5 млн т нефтепродуктов в год. В 2020 г Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов на 19,31% по сравнению с 2019 г до 8,479 млн т. Наибольшие объемы нефтепродуктов Беларусь в 2020 г поставила в Украину – 3,182 млн т (минус 3,61% к уровню 2019 г) на 1,241 млрд долл (минус 38,33%); в Великобританию – 2,874 млн т (минус 41,91%) на 711,4 млн долл (минус 66,45%); Нидерланды – 1,230 млн т (минус 0,17%) на 364,4 млн долл (минус 16,71%).<br> <br>
2021-03-23
Primepress