В Беларуси необходимо наладить диалог правительства и силового блока по отношению к бизнесу - БНПА
МИНСК, 5 февраля – ПраймПресс. В Беларуси должен быть налажен диалог правительства и силовых органов по оптимизации правоприменительной практики в экономической сфере, что способствовало бы росту доверия частного бизнеса к государству. Об этом сказал председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Александр Швец в комментарии агентству ПраймПресс.<br> <br> «Подчеркиваю, нужен диалог не силового блока с бизнесом, а именно правительства и силового блока в рамках формирования правоприменительной практики», - сказал Швец.<br> <br> <h4>Круговая порука силовиков</h4> <br> Он отметил, что БНПА ранее вносил в совет по развитию предпринимательства при президенте Беларуси предложение создать немедийную диалоговую площадку на уровне прокуратуры, координирующего органа силовиков, и самого совета. «Мы планировали на этой площадке обсуждать в рабочем формате целый ряд очень назревших проблем. Но тогда решить этот вопрос нам не удалось. Может быть, сейчас первый вице-премьер будет перезагружать проблематику совета, и эта тема найдет отклик», - сказал Швец.<br> <br> «Сейчас, чтобы защитить интересы бизнеса, мы вынуждены обращаться в судебные органы. Суды не поддерживают нас - мы пишем обращения в Генпрокуратуру с просьбой вынести протест (на судебное решение – ред.). Прокуратура изучает наш вопрос и вносит протест. Но после общения с ней других силовых органов она отзывает протест без объяснения причин. Поэтому мы хотели бы понять: если прокуратура отзывает протест и не говорит об обстоятельствах, что ее заставило отозвать свой протест? Здесь нам видятся застарелые проблемы взаимовлияния внутри силового блока. Они никуда не исчезли после совещания у президента. Вот почему мы не говорим: дожжен быть диалог бизнеса и силовиков, правительства и силовиков по оптимизации применения законодательства в экономической сфере, чтобы способствовало бы росту доверия частного бизнеса к государству», - подчеркнул Швец.<br> <br> В этой связи он напомнил о работе бизнес-союзов над новой редакцией Налогового кодекса. «Там есть одно из положений, что в случае возникновения некоторых вопросов к бизнесу и при условии, что сформирован обеспечительный депозит, мера пресечения в виде заключения под стражу не применяется. Но у нас есть конкретные примеры, когда эта норма игнорируется. Мы разбирались по этим примерам, обращались в соответствующие ведомства, но должной реакции так и не добились», - сказал Швец.<br> <br> По его словам, нередко проблемы, с которыми сталкивались бизнесмены, лежат в плоскости трактовки госорганами тех или иных нормативных актов и дачи разъяснений по ним. «Этот вопрос мы изучили досконально, подготовили обращение в Конституционный суд. И суд поддержал нас: да, не должно быть так, что один госорган письменно, за подписью руководителя ведомства дает разъяснения, а другой (из правоохранительного блока) не принимает их в расчет по причине неясного правового статуса», - сказал председатель БНПА.<br> <br> Кроме того, напомнил Швец, когда принимался 488-й указ о лжепредпринимательстве (от 23 октября 2012 г – ред.), никто не мог даже представить, что правоприменение пойдет по такой жесткой, перекошенной схеме. «Но, тем не менее, пошло и отразилось несправедливо на очень многих людях. Поэтому мы говорим, что закон есть закон, но нужно учитывать, что правоприменение может принимать самые причудливые формы», - сказал он.<br> <br> <h4>Бессилие судов стимулирует коррупцию</h4> <br> Говоря о причинах коррупции в Беларуси, Швец обратил внимание на проблемы взаиморасчетов между государственными и частными предприятиями.<br> <br> «Ситуация, когда госпредприятия не рассчитываются по своим договорам, а надежды частника получить судебное решение в свою пользу очень невелики, содержит в себе мощнейшую коррупционную составляющую. Всегда есть чиновник, принимающий решения или способствующий их принятию. А когда один, задолженность перед которым - год, видит, что платят тому, перед кем задолженность месяц, то он ищет принимающего такие решения. И эта ситуация в силу наличия огромного неэффективного госсектора в стране и чрезмерного присутствия государства в управлении им очень распространена», - сказал он.<br> <br> Швец отметил, что количество членов БНПА за последние годы заметно выросло. «Это обусловлено тем, что одна из ключевых задач БНПА – это защита прав членов союза и ассоциаций. Когда мы занимаемся конкретными проблемами конкретных предприятий и не стесняемся доходить до госорганов, которые являются источниками проблем, они оценивают факты в отстаивании законных прав бизнесменов, а также наши усилия через частные примеры донести до госорганов системные проблемы», - сказал он.<br> <br> При этом бизнес-ассоциации, отстаивая свои вопросы в диалоге с государственными органами, должны иметь высокий уровень экономической и юридической экспертизы. «Пока нет регламентного, хорошо отстроенного механизма диалога между бизнесом и властью. Диалог есть, а результатов диалога мало. Результативность диалога должна быть повышена, а для этого наша экспертиза должна быть лучше, качественнее, юридически и экономически выверенной. Мы будем более настойчивы в диалоге с госорганами, но при этом очень уважительны к нашим партнерам», - сказал Швец.<br> <br> <h4>Справочная информация</h4> <br> Белорусская научно-промышленная ассоциация основана 23 января 1990 г по инициативе руководителей ряда ведущих предприятий Беларуси. БНПА принимала активное участие в формировании национального законодательства, инициировала значимые проекты в области построения рыночных отношений, структурной перестройки экономики, развития промышленности. БНПА - активная сторона диалога на различных дискуссионных площадках, защищает и продвигает интересы бизнес-сообщества. Ассоциация объединяет около 650 членов - промышленников (руководителей и специалистов предприятий), предпринимателей и ученых - и работает во взаимосвязи с Республиканским союзом промышленников и предпринимателей.<br> <br> Как сообщалось, в Беларуси законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь» с 19 июля 2019 г вступили в силу нормы законодательства, направленные на декриминализацию отдельных составов преступлений и либерализацию уголовной ответственности в сфере предпринимательской деятельности. В частности, отменяется общая конфискация имущества. Вместо нее будет действовать специальная конфискация, которая предполагает конфискацию доходов только от преступной деятельности.<br> <br> Размер ущерба для целей квалификации уголовного преступления увеличен в отношении крупного ущерба с 250 базовых величин (6,75 тыс бел руб, 3,14 тыс долл по курсу Национального банка Беларуси; 1 базовая величина – 27 бел руб, 12,57 долл, 1 долл – 2,148 бел руб) до 1 тыс базовых величин (27 тыс бел руб, 12,57 тыс долл); в отношении особо крупного ущерба - с 1 тыс базовых величин до 2 тыс базовых величин (54 тыс бел руб, 25,14 тыс долл).<br> <br> Сумма валюты, невозвращение которой из-за границы преследуется согласно Уголовному кодексу Беларуси, выросла в два раза до 4 тыс базовых величин (108 тыс долл) и более.<br> <br> Предпринимателей, в первый раз совершивших экономические преступления, которые не представляют общественной опасности, теперь не будут лишать свободы. Данная норма не распространяется на преступления, связанные с контрабандой, отмыванием незаконно полученных средств.<br> <br> Отменена уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность, за исключением деятельности без специального разрешения (лицензии). Занятие запрещенной деятельностью и деятельностью, осуществляемой без государственной регистрации, будут рассматриваться только в сфере административной ответственности.<br> <br> Кроме того, из раздела Уголовного кодекса касательно преступлений против осуществления предпринимательской деятельности, исключены статьи, предусматривающие наказание за нарушение порядка открытия счетов за пределами Беларуси, за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, за нарушение антимонопольного законодательства, за дискредитацию деловой репутации конкурента и за лжепредпринимательство.<br> <br>
2020-02-05
Primepress