Беларусь готовит долгосрочные контракты на поставки нефти из Азербайджана и Саудовской Аравии - Белнефтехим
МИНСК, 8 июня - ПраймПресс. Белорусские нефтетрейдеры готовят долгосрочные контракты на поставки альтернативной нефти с партнерами из Азербайджана и Саудовской Аравии. Об этом сообщил начальник главного управления внешнеэкономических связей концерна «Белнефтехим» Руслан Лабуть.<br> <br> «Альтернатива стала новой реальностью. Беларусь не готова отказаться от поставок нефти, альтернативной российской, даже при самых благоприятных условиях российских поставщиков. Энергетическая безопасность диктует жесткие правила, и белорусские нефтетрейдеры готовят долгосрочные контракты. Сегодня есть четкое понимание, что альтернативные поставки необходимы на постоянной основе. Более того, планируется поэтапное ежегодное увеличение их объемов. Тем более, что с каждым годом, по мере приближения к финишу российского «налогового маневра», конкурентоспособность альтернативных поставок в сравнении с поставками из России будет возрастать», - сказал Лабуть в интервью ведомственному журналу «Вестник Белнефтехима». Возможные объемы поставок альтернативной нефти в Беларусь концерн просчитывает на пять лет.<br> <br> По его словам, белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ, ОАО «Мозырский НПЗ», Гомельская область; ОАО «Нафтан», Новополоцк, Витебская область) ведут системную работу с альтернативной нефтью. «Каждый НПЗ создает собственную карту альтернативных сортов, есть наработанная база, которая формируется не только на основании «бумажных» паспортов качества. В заводские лаборатории доставлено много опытных образцов, все они тщательно проанализированы. Предприятия осуществляют ранжирование сырья, исходя из качественных характеристик нефти выбирают наиболее приемлемую. Изучаются возможности смешения различных сортов уже на этапе закупки и доставки для получения смеси оптимального качества», - сказал Лабуть.<br> <br> Он отметил, что в южном направлении для поставок альтернативной нефти рассматривается маршрут «Одесса - Броды - Мозырь». «Украинская сторона подтверждает готовность к долгосрочному сотрудничеству. Так что с этим направлением план работы понятен: готовим программу, выбираем поставщика и осуществляем поставки», - сказал Лабуть.<br> <br> По его словам, с северного направления пока возможна доставка только железнодорожным транспортом через терминал Klaipedos Nafta. «Задача состоит в том, чтобы обеспечить трубопроводные поставки и с этого направления. Во-первых, вагонные поставки пусть ненамного, но все же дороже. Во-вторых, труба априори удобнее: более короткие сроки доставки, отсутствие проблем со сливом, особенно зимой, когда вагоны могут замерзать, снижение зависимости от наличия подвижного состава и т.д. Это обеспечивает логистические преимущества с операционной точки зрения - становишься более мобильным и быстрее реагируешь на рыночную ситуацию», - пояснил Лабуть.<br> <br> Он напомнил, что в северном направлении до ОАО «Нафтан» есть два нефтепровода: «Вентспилс - Полоцк» и «Мажейкяй - Полоцк», которые почти 15 лет не используются. «Поэтому в нынешних условиях актуальным становится превращение данной теоретической возможности в практическую. Есть понимание, что эта тема не простая. Кроме технических существуют экономические и юридические аспекты, которые требуют детальной проработки. Мы планируем проведение переговоров с нашими зарубежными партнерами для обсуждения всех вопросов», - сказал Лабуть.<br> <br> Он сообщил, что после завершения строительства перемычки «Гомель - Горки» можно будет использовать польский маршрут «Гданьск - Адамова Застава - Мозырь» для поставки нефти по трубопроводу из порта Гданьск на Нафтан. «Концептуально польская сторона готова к такому транзиту. В Польше начата работа по прокладке второй ветки нефтепровода на участке от Гданьска до Плоцка. После того, как эта ветка будет готова, появится возможность прокачивать нефть в Республику Беларусь с сохранением ее качества», - сказал Лабуть.<br> <br> По его словам, «мы готовы к мнению скептиков, которые скажут, что российская нефть все равно дешевле». «Но это вопрос диверсификации поставок и энергетической безопасности. По такому пути идут многие страны, в том числе Польша, выстраивая систему поставок нефти из нескольких источников как по нефтепроводу, так и танкерами с моря. Очевидно, что Беларусь не одинока в желании минимизировать свою зависимость от одного направления поставки. Давайте вспомним апрель-май 2019 г, когда единственный источник поставки был закрыт (ситуация с «грязной нефтью» - ред.). В подобной ситуации наличие дополнительного маршрута поставки позволило бы более оперативно решать вопросы обеспечения заводов «чистым» сырьем», - отметил Лабуть.<br> <br> Белнефтехим решил, что единым оператором закупок нефти будет выступать ЗАО «Белорусская нефтяная компания». <br> <br> Как сообщалось, РФ и Беларусь с конца 2019 г не могут договориться по долгосрочным контрактам на нефть из-за разногласий по цене. В этой связи Беларусь в 2020 г импортирует танкерную нефть из литовского порта Клайпеды, а также из украинского порта Одесса, которая далее по нефтепроводам Одесса-Броды» и «Броды-Мозырь» поставляется на Мозырский НПЗ. Из Клайпеды нефть поставляется на Нафтан по железной дороге, что заметно удорожает стоимость поставок.<br> <br> В марте 2020 г президент Беларуси Александр Лукашенко поручил достроить инфраструктуру нефтепровода «Дружба» для импорта нефти из балтийских портов. По его словам, помощь в организации поставок нефти в Беларусь из портов Балтии могут оказать США, в том числе Вашингтон может выделить дешевые кредиты на строительство трубопровода с Балтики. Лукашенко также поставил правительству задачу за полтора-два года подготовить необходимую инфраструктуру, в том числе построить необходимые перемычки на существующем трубопроводе, на что необходимо около 100-120 млн долл.<br> <br>
2020-06-08
Primepress