В Беларуси с 1 июля начнет работу институт секьюритизации
<p> МИНСК, 26 июня – ПраймПресс. В Беларуси с 1 июля 2018 г вступит в силу указ президента Беларуси №154 от 11 мая 2017 г «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)», который выводит на рынок институт секьюритизации. Об этом сообщила заместитель начальника отдела регулирования рынка ценных бумаг Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Беларуси Евгения Дроздова на организованной компанией Revera пресс-конференции 25 июня. </p> <p> Секьюритизация представляет собой новую схему финансирования, при которой любая компания сможет продать свою дебиторскую задолженность по договору уступки. </p> <p> Представитель Минфина рассказала, что толчком к подготовке указа стала работа миссии Всемирного банка и Международного валютного фонда в 2009 г, которая провела оценку финансового сектора Беларуси и по ее результатам были выданы рекомендации Минфину, как регулятору, модернизировать законодательство о рынке ценных бумаг в Беларуси. </p> <p> «В результате этого появился новый закон о рынке ценных бумаг. Вторым направлением работы миссии было законодательство об инвестфондах, у нас появился закон об инвестфондах. Поскольку мы справились эффективно, эксперты Всемирного банка и Международного валютного фонда предложили подготовить законодательный акт о секьюритизации, так как у нас этот сегмент не был развит. По сути, проект, который лег в основу 154-го указа, готовился по рекомендациям международных экспертов и учитывал результаты кризиса 2008 г в США. В прикладном варианте как одной из основ стало законодательство России и Казахстана. В России готовился отдельный закон, но было принято решение разбросать по документам, нам такой подход не понравился. Мы стремимся к внедрению в законодательство лучшей мировой практики и ориентируемся на директивы Евросоюза в части регуляторных норм», - пояснила Дроздова. </p> <p> Она отметила, что отдельные элементы, присутствующие в указе №154, в Беларуси существовали и ранее. Однако сам институт секьюритизации – это новый инструмент. </p> <p> </p> <blockquote> «Уступка права требования в законодательстве есть, она урегулирована. Второй элемент, эмиссия облигаций, давно действует, развит и урегулирован. Но секьюритизация позволила объединить эти разрозненные элементы в единую схему финансирования, использования и сочетания друг с другом», - рассказала Дроздова. </blockquote> <p> </p> <p> Сторонами процесса выступают инициатор – это коммерческая компания, уставный фонд которой полностью сформирован и которая имеет опыт работы на рынке. </p> <p> Второй участник процесса – специальная финансовая организация (СФО), компания в форме акционерного общества, уставный фонд которой сформирован исключительно денежными средствами и исключительным видом деятельности которой является проведение операций секьюритизации. </p> <p> По указу, перечень прав, требования на которые можно уступать, определяются регулятором – Министерством финансов. </p> <p> «На сегодня это - кредитные договоры, договора займа (кроме микрозайма) и любые хозяйственные договоры по реализации товаров, работ и услуг, по которым возникают стабильные денежные обязательства у должников. Есть вопрос включения лизинговых компаний, передающих имущество в аренду, они, в принципе, подходят, но, когда мы прорабатывали этот вопрос, смотрели перечень договоров, которые хотим в первую очередь запустить на рынок, пока решили, что в рамках секьюритизации лизинговых платежей есть нюансы, требующие дополнительной проработки. Мы, Минфин, как регулятор, не видим проблем: по лизинговым договорам есть поток платежей. Если возникнут нюансы в практической плоскости, мы готовы вопросы прорабатывать, готовы регулировать законодательство, такой подход мы не исключаем», - прокомментировала Дроздова. </p> <p> </p> <div class="highlighted-paragraph"> Участником секьюритизации могут быть любые предприятия, которые имеют стабильный поток дебиторской задолженности (сформированные права требования, которые генерируют постоянные потоки). </div> <p> </p> <p> «Упрощенная схема работы секьюритизации такова: есть СФО как трансформатор финансовых потоков, есть инициатор, который имеет входящие денежные потоки должников перед ним. Он уступает поток СФО взамен на денежную сумму с дисконтом. Фактически, инициатор получит требуемую сумму, а СФО получит стабильный поступающий поток. Далее СФО эмитирует облигации – возникает денежный поток, направленный на обслуживание облигаций», - рассказала представитель Минфина. </p>
2018-06-27
Primepress
МИНСК, 26 июня – ПраймПресс. В Беларуси с 1 июля 2018 г вступит в силу указ президента Беларуси №154 от 11 мая 2017 г «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)», который выводит на рынок институт секьюритизации. Об этом сообщила заместитель начальника отдела регулирования рынка ценных бумаг Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Беларуси Евгения Дроздова на организованной компанией Revera пресс-конференции 25 июня.
Секьюритизация представляет собой новую схему финансирования, при которой любая компания сможет продать свою дебиторскую задолженность по договору уступки.
Представитель Минфина рассказала, что толчком к подготовке указа стала работа миссии Всемирного банка и Международного валютного фонда в 2009 г, которая провела оценку финансового сектора Беларуси и по ее результатам были выданы рекомендации Минфину, как регулятору, модернизировать законодательство о рынке ценных бумаг в Беларуси.
«В результате этого появился новый закон о рынке ценных бумаг. Вторым направлением работы миссии было законодательство об инвестфондах, у нас появился закон об инвестфондах. Поскольку мы справились эффективно, эксперты Всемирного банка и Международного валютного фонда предложили подготовить законодательный акт о секьюритизации, так как у нас этот сегмент не был развит. По сути, проект, который лег в основу 154-го указа, готовился по рекомендациям международных экспертов и учитывал результаты кризиса 2008 г в США. В прикладном варианте как одной из основ стало законодательство России и Казахстана. В России готовился отдельный закон, но было принято решение разбросать по документам, нам такой подход не понравился. Мы стремимся к внедрению в законодательство лучшей мировой практики и ориентируемся на директивы Евросоюза в части регуляторных норм», - пояснила Дроздова.
Она отметила, что отдельные элементы, присутствующие в указе №154, в Беларуси существовали и ранее. Однако сам институт секьюритизации – это новый инструмент.
«Уступка права требования в законодательстве есть, она урегулирована. Второй элемент, эмиссия облигаций, давно действует, развит и урегулирован. Но секьюритизация позволила объединить эти разрозненные элементы в единую схему финансирования, использования и сочетания друг с другом», - рассказала Дроздова.
Сторонами процесса выступают инициатор – это коммерческая компания, уставный фонд которой полностью сформирован и которая имеет опыт работы на рынке.
Второй участник процесса – специальная финансовая организация (СФО), компания в форме акционерного общества, уставный фонд которой сформирован исключительно денежными средствами и исключительным видом деятельности которой является проведение операций секьюритизации.
По указу, перечень прав, требования на которые можно уступать, определяются регулятором – Министерством финансов.
«На сегодня это - кредитные договоры, договора займа (кроме микрозайма) и любые хозяйственные договоры по реализации товаров, работ и услуг, по которым возникают стабильные денежные обязательства у должников. Есть вопрос включения лизинговых компаний, передающих имущество в аренду, они, в принципе, подходят, но, когда мы прорабатывали этот вопрос, смотрели перечень договоров, которые хотим в первую очередь запустить на рынок, пока решили, что в рамках секьюритизации лизинговых платежей есть нюансы, требующие дополнительной проработки. Мы, Минфин, как регулятор, не видим проблем: по лизинговым договорам есть поток платежей. Если возникнут нюансы в практической плоскости, мы готовы вопросы прорабатывать, готовы регулировать законодательство, такой подход мы не исключаем», - прокомментировала Дроздова.
«Упрощенная схема работы секьюритизации такова: есть СФО как трансформатор финансовых потоков, есть инициатор, который имеет входящие денежные потоки должников перед ним. Он уступает поток СФО взамен на денежную сумму с дисконтом. Фактически, инициатор получит требуемую сумму, а СФО получит стабильный поступающий поток. Далее СФО эмитирует облигации – возникает денежный поток, направленный на обслуживание облигаций», - рассказала представитель Минфина.