Обзор экономических публикаций белорусских СМИ 17 апреля 2020 г
<p> МИНСК, 17 апреля – ПраймПресс. Антикризисная программа поддержки белорусского бизнеса застряла где-то в коридорах власти, но уже ясно, что прямой финансовой поддержки от белорусского государства частный бизнес не получит - бюджетные ресурсы ограниченны, прокомментировал экономист Леонид Фридкин для интернет-ресурса officeLife. По мнению экперта, надеяться можно только на косвенную поддержку. «Проблемы бизнеса очевидны. Если выручка и деловая активность падают, то надо что-то делать с налогами, кредитами, арендой, зарплатой, занятостью. Судя по всему, никакого снижения налогов не будет. Возможна только отсрочка имущественных налогов и арендной платы на второй-третий квартал, перерасчет единого налога ипэшникам и самозанятым на время простоя. Обещается зафиксировать задолженность за энергоресурсы за 2016-2019 гг по курсу на конец прошлого года. Впрочем, этот «бонус» интересен в основном госпредприятиям. Обещается минимизировать выборочные проверки, признавать в качестве первичных учетных документов факсимильные и иные электронные копии, как-то изменить определение арендной платы в частном секторе», - отмечает Фридкин. Он напоминает: на недавней встрече представителей бизнес-сообщества в Минэкономики выяснилось, что антикризисные меры рассматриваются лишь «по точечным направлениям» и «отдельным отраслям» (пока речь идет о туризме, общественном питании и транспорте), а со сроками их реализации по-прежнему нет ясности. Например, для принятия мер поддержки в сфере туризма предполагается сначала оценить состояние отрасли до и после пандемии; просчитать масштаб последствий с точки зрения занятости, финансового состояния компаний; определить зоны риска и приложения возможной помощи. Проблемы иных отраслей, по-видимому, будут рассматриваться по аналогичному алгоритму, резюмирует экономист. </p> <p> Правительство Беларуси, судя по всему, уже определилось с тем, как поддержать некоторые госпредприятия, но еще не озвучило пакет мер, спасающих также и частные компании, пишет портал tut.by. Если основные ресурсы пойдут на спасение госсектора, то в этом случае эффективней было бы поддержать напрямую население, считают экономисты. «Если все деньги будут направлены исключительно на поддержку умирающих предприятий, и в дальнейшем будут проедены, то это создает для других участников рынка нездоровые стимулы для продолжения своей деятельности», − комментирует научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Мария Акулова. «Живые деньги могут направляться на поддержку населения. В этом случае она будет в разы эффективней для экономики. Это и поддержание конечного спроса, и ответ на вопрос, который поставил Лукашенко «Что жрать будем?», - отмечает старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук. Экономист оценивает, что исходя из запаса средств, которые имелись у государства в феврале (около 6 млрд бел руб, без учета ЗВР, около 2,44 млрд долл по курсу Национального банка Беларуси), есть возможность выплачивать бюджет прожиточного минимума 4,5 млн человек на протяжении около четырех месяцев. Для поддержания, например, 1 млн человек, которые в результате кризиса останутся без каких-либо доходов, средств хватило бы на восемь месяцев. </p> <p> Пока белорусские власти решают, дать ли тонущим в условиях пандемии коронавируса предприятиям кредитные каникулы, денежная нагрузка на реальный сектор растет, пишет интернет-издание banki24.by. Так, отчисления крупных и средних предприятий на погашение кредитов и займов увеличились в январе-феврале 2020 г на 11,3% к уровню 2019 г до 11,025 млрд бел руб (4,484 млрд долл по курсу Национального банка Беларуси). В том числе предприятия промышленности увеличили выплаты кредиторам на 7,4% до 5,874 млрд бел руб (2,389 млрд долл; 1 долл – 2,4587 бел руб; 39,1% выручки), оптовой торговли – на 18,9% до 1,454 млрд бел руб (591,369 млн долл; 46,9% выручки), транспорта – на 55,5% до 375,4 млн бел руб (152,682 млн долл; 12,2% выручки), сельского хозяйства – на 43,1% до 310,3 млн бел руб (126,204 млн долл; 16,1% выручки), строительной отрасли – на 14,7% до 304,5 млн бел руб (123,845 млн долл; 19,7% выручки). Увеличилась и удельная нагрузка на крупный и средний бизнес: в 2019 г отчисления кредиторам составили 27,1% выручки, в январе-феврале 2020 г - 29,9%. </p>
2020-04-17
Primepress
МИНСК, 17 апреля – ПраймПресс. Антикризисная программа поддержки белорусского бизнеса застряла где-то в коридорах власти, но уже ясно, что прямой финансовой поддержки от белорусского государства частный бизнес не получит - бюджетные ресурсы ограниченны, прокомментировал экономист Леонид Фридкин для интернет-ресурса officeLife. По мнению экперта, надеяться можно только на косвенную поддержку. «Проблемы бизнеса очевидны. Если выручка и деловая активность падают, то надо что-то делать с налогами, кредитами, арендой, зарплатой, занятостью. Судя по всему, никакого снижения налогов не будет. Возможна только отсрочка имущественных налогов и арендной платы на второй-третий квартал, перерасчет единого налога ипэшникам и самозанятым на время простоя. Обещается зафиксировать задолженность за энергоресурсы за 2016-2019 гг по курсу на конец прошлого года. Впрочем, этот «бонус» интересен в основном госпредприятиям. Обещается минимизировать выборочные проверки, признавать в качестве первичных учетных документов факсимильные и иные электронные копии, как-то изменить определение арендной платы в частном секторе», - отмечает Фридкин. Он напоминает: на недавней встрече представителей бизнес-сообщества в Минэкономики выяснилось, что антикризисные меры рассматриваются лишь «по точечным направлениям» и «отдельным отраслям» (пока речь идет о туризме, общественном питании и транспорте), а со сроками их реализации по-прежнему нет ясности. Например, для принятия мер поддержки в сфере туризма предполагается сначала оценить состояние отрасли до и после пандемии; просчитать масштаб последствий с точки зрения занятости, финансового состояния компаний; определить зоны риска и приложения возможной помощи. Проблемы иных отраслей, по-видимому, будут рассматриваться по аналогичному алгоритму, резюмирует экономист.
Правительство Беларуси, судя по всему, уже определилось с тем, как поддержать некоторые госпредприятия, но еще не озвучило пакет мер, спасающих также и частные компании, пишет портал tut.by. Если основные ресурсы пойдут на спасение госсектора, то в этом случае эффективней было бы поддержать напрямую население, считают экономисты. «Если все деньги будут направлены исключительно на поддержку умирающих предприятий, и в дальнейшем будут проедены, то это создает для других участников рынка нездоровые стимулы для продолжения своей деятельности», − комментирует научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Мария Акулова. «Живые деньги могут направляться на поддержку населения. В этом случае она будет в разы эффективней для экономики. Это и поддержание конечного спроса, и ответ на вопрос, который поставил Лукашенко «Что жрать будем?», - отмечает старший научный сотрудник BEROC Дмитрий Крук. Экономист оценивает, что исходя из запаса средств, которые имелись у государства в феврале (около 6 млрд бел руб, без учета ЗВР, около 2,44 млрд долл по курсу Национального банка Беларуси), есть возможность выплачивать бюджет прожиточного минимума 4,5 млн человек на протяжении около четырех месяцев. Для поддержания, например, 1 млн человек, которые в результате кризиса останутся без каких-либо доходов, средств хватило бы на восемь месяцев.
Пока белорусские власти решают, дать ли тонущим в условиях пандемии коронавируса предприятиям кредитные каникулы, денежная нагрузка на реальный сектор растет, пишет интернет-издание banki24.by. Так, отчисления крупных и средних предприятий на погашение кредитов и займов увеличились в январе-феврале 2020 г на 11,3% к уровню 2019 г до 11,025 млрд бел руб (4,484 млрд долл по курсу Национального банка Беларуси). В том числе предприятия промышленности увеличили выплаты кредиторам на 7,4% до 5,874 млрд бел руб (2,389 млрд долл; 1 долл – 2,4587 бел руб; 39,1% выручки), оптовой торговли – на 18,9% до 1,454 млрд бел руб (591,369 млн долл; 46,9% выручки), транспорта – на 55,5% до 375,4 млн бел руб (152,682 млн долл; 12,2% выручки), сельского хозяйства – на 43,1% до 310,3 млн бел руб (126,204 млн долл; 16,1% выручки), строительной отрасли – на 14,7% до 304,5 млн бел руб (123,845 млн долл; 19,7% выручки). Увеличилась и удельная нагрузка на крупный и средний бизнес: в 2019 г отчисления кредиторам составили 27,1% выручки, в январе-феврале 2020 г - 29,9%.