Moody’s подтвердило долгосрочные рейтинги Беларуси на уровне B3 и ухудшило прогноз по рейтингу на «негативный»
<p> МИНСК, 4 октября – ПраймПресс. Рейтинговое агентство Moody’s Investors Service (Moody’s) 1 октября 2021 г подтвердило долгосрочные рейтинги эмитента Беларуси в иностранной и национальной валюте и основные необеспеченные рейтинги в иностранной валюте на уровне B3 и изменило прогноз по рейтингу со «стабильного» на «негативный». Об этом сообщается на сайте агентства. </p> <p> </p> <p> Как сообщалось, договорные отношения Беларуси с рейтинговым агентством Moody’s были прерваны в 2015 г по инициативе Министерства финансов Беларуси. После этого Moody's присваивает рейтинги суверену по своей инициативе. В настоящее время Минфин Беларуси имеет договоры о рейтинговании правительства с двумя ведущими агентствами из «большой тройки» – Fitch и S&P Global Ratings. </p> <p> </p> <p> «Подтверждение рейтингов B3 отражает, что, по базовому мнению Moody's, рефинансирование в течение следующих 12-18 месяцев будет поддерживаться накопленными сбережениями Беларуси, а также продолжающейся финансовой поддержкой со стороны России. Подтверждение также отражает то, что Беларусь извлекает выгоду из относительно высокого благосостояния на душу населения, несмотря на неэффективность ее экономики, в которой доминирует государственный сектор. Кроме того, в подтверждении также учитывается умеренный уровень государственного долга Беларуси, хотя бюджетная устойчивость по-прежнему подвержена высокой зависимости от долга в иностранной валюте и высокого уровня государственной собственности», - говорится в сообщении Moody's. </p> <p> </p> <p> Как отмечает Moody's, ключевыми факторами изменения прогноза на «негативный» являются «повышенные риски рефинансирования долга в условиях ужесточения экономических и финансовых санкций, ограничивающих возможности финансирования» и ограниченные резервы Беларуси, которые «снижают способность противостоять дальнейшим потрясениям в условиях повышенной политической нестабильности». </p> <p> </p> <p> Эксперты агентства поясняют, что ужесточение внешних санкций «увеличивает риски для рефинансирования долга, в частности, с учетом ограниченного доступа Беларуси к внешним источникам финансирования». Кроме того, Moody's считает, что «сохраняющаяся напряженность в отношениях Беларуси с Западом повысила вероятность введения дополнительных ограничений (ЕС указал, что начал подготовку 5-го пакета санкций), при этом вероятность отмены существующих мер невелика». </p> <p> </p> <p> В то же время, как отмечает Moody's, доступ Беларуси к западным финансовым рынкам фактически закрылся после введения финансовых санкций Евросоюза и Великобритании, которые ограничивают доступ Беларуси к их рынкам капитала для получения новых суверенных долгов и кредитов. </p> <p> </p> <p> «Беларусь также ожидает погашение еврооблигаций на 800 млн долл в феврале 2023 г, что увеличит ее потребности в финансировании в ближайшие годы. Негативный прогноз отражает риск того, что Беларусь может столкнуться с гораздо большей потребностью в заимствованиях в условиях ограниченных источников финансирования, учитывая неопределенное влияние ужесточения санкций на экономику и бюджет. Более жесткие экономические и финансовые ограничения, введенные Западом, также увеличат зависимость Беларуси от России, которая де-факто является основным источником финансирования Беларуси. Экономические связи между обеими странами, вероятно, еще больше укрепятся, поскольку Беларусь стремится увести свой экспорт с западных рынков. Moody's ожидает углубления интеграции Беларуси с Россией для обеспечения экономической и финансовой поддержки. В результате кредитный профиль Беларуси будет по-прежнему сильно зависеть от ее отношений с Россией, которые в прошлом были нестабильными», - говорится в сообщении. </p> <p> </p> <p> Эксперты агентства обращают внимание на некоторую стабилизацию валютных резервов страны после получения около 900 млн долл в рамках общего распределения специальных прав заимствования Международным валютным фондом в августе 2021 г. Однако «дефицит текущего счета Беларуси и значительные выплаты по долгам государственного сектора в ближайшие годы будут по-прежнему оказывать давление на уровень резервов страны». </p> <p> </p> <p> «В результате кредитный профиль Беларуси по-прежнему подвержен риску значительного дальнейшего ослабления белорусского рубля или значительного увеличения оттока банковских депозитов, особенно в случае, если новые санкции окажут существенное влияние на доверие. В то время как белорусский рубль был относительно стабильным в последние месяцы, устойчивое обесценивание валюты усилило бы и без того значительное инфляционное давление - общая инфляция достигла 9,8% в августе 2021 г с 5,5% в среднем за 2020 г - и, вероятно, потребует от центрального банка дальнейшего использования своих низких валютных резервов для поддержки обменного курса. Дальнейшее существенное сокращение валютных резервов приведет к заметному ухудшению и без того повышенной внешней уязвимости Беларуси и вызовет негативное кредитное давление», - говорится в сообщении. </p> <p> </p> <p> Moody's ожидает, что «Россия (и в меньшей степени Китай) останутся основным источником резервного финансирования для Беларуси, о чем свидетельствует кредит в размере 1,5 млрд долл, согласованный между Россией и Беларусью в 2020 г, и недавнее обязательство России предоставить около 600 млн долл к концу 2022 г с возможностью дальнейшей финансовой поддержки в рамках переговоров о расширении интеграции между двумя странами». </p> <p> </p> <p> «Выплаты по российскому кредиту вместе с накопленными сбережениями и рефинансированием на внутреннем рынке помогут покрыть потребности Беларуси в заимствованиях в 2021 г. При этом погашение долга в значительной степени будет обеспечено за счет России и Евразийского фонда стабилизации и развития, а также Китая в соответствии с их значительными долями в общем объеме государственного долга. Выплаты по долгу возрастут в 2023 г в результате погашения еврооблигаций и ожидаемого начала выплат России по кредиту на атомную электростанцию (Белорусскую атомную электростанцию в Островце, Гродненской области – ред.)», - отмечает Moody's. </p> <p> </p> <p> Как сообщалось, суверенные кредитные рейтинги Беларуси от агентств Fitch и S&P находятся на уровне «В» с «негативным» прогнозом, и были подтверждены в мае и сентябре 2021 г, соответственно. Данные рейтинги относятся к категории спекулятивных и отражают высокие риски ведения бизнеса в стране. Негативный прогноз отражает растущие риски для финансовой стабильности национальной банковской системы, большая часть которой находится под государственным контролем, в ситуации внутриполитического кризиса. Так, агентство Fitch еще в декабре 2020 г сообщало, что политический кризис в Беларуси повышает риски для макроэкономической и финансовой стабильности, в частности, через дополнительное давление на международные резервы и ситуативный отток депозитов. Рейтинговое агентство S&P Global Ratings в сентябре 2021 г сообщало, что международные санкции и затянувшийся политический кризис в следующие 12 месяцев могут оказать более значительное давление на экономические и фискальные показатели, а также на платежный баланс страны, чем ранее прогнозировалось. </p>
2021-10-04
Primepress
МИНСК, 4 октября – ПраймПресс. Рейтинговое агентство Moody’s Investors Service (Moody’s) 1 октября 2021 г подтвердило долгосрочные рейтинги эмитента Беларуси в иностранной и национальной валюте и основные необеспеченные рейтинги в иностранной валюте на уровне B3 и изменило прогноз по рейтингу со «стабильного» на «негативный». Об этом сообщается на сайте агентства.
Как сообщалось, договорные отношения Беларуси с рейтинговым агентством Moody’s были прерваны в 2015 г по инициативе Министерства финансов Беларуси. После этого Moody's присваивает рейтинги суверену по своей инициативе. В настоящее время Минфин Беларуси имеет договоры о рейтинговании правительства с двумя ведущими агентствами из «большой тройки» – Fitch и S&P Global Ratings.
«Подтверждение рейтингов B3 отражает, что, по базовому мнению Moody's, рефинансирование в течение следующих 12-18 месяцев будет поддерживаться накопленными сбережениями Беларуси, а также продолжающейся финансовой поддержкой со стороны России. Подтверждение также отражает то, что Беларусь извлекает выгоду из относительно высокого благосостояния на душу населения, несмотря на неэффективность ее экономики, в которой доминирует государственный сектор. Кроме того, в подтверждении также учитывается умеренный уровень государственного долга Беларуси, хотя бюджетная устойчивость по-прежнему подвержена высокой зависимости от долга в иностранной валюте и высокого уровня государственной собственности», - говорится в сообщении Moody's.
Как отмечает Moody's, ключевыми факторами изменения прогноза на «негативный» являются «повышенные риски рефинансирования долга в условиях ужесточения экономических и финансовых санкций, ограничивающих возможности финансирования» и ограниченные резервы Беларуси, которые «снижают способность противостоять дальнейшим потрясениям в условиях повышенной политической нестабильности».
Эксперты агентства поясняют, что ужесточение внешних санкций «увеличивает риски для рефинансирования долга, в частности, с учетом ограниченного доступа Беларуси к внешним источникам финансирования». Кроме того, Moody's считает, что «сохраняющаяся напряженность в отношениях Беларуси с Западом повысила вероятность введения дополнительных ограничений (ЕС указал, что начал подготовку 5-го пакета санкций), при этом вероятность отмены существующих мер невелика».
В то же время, как отмечает Moody's, доступ Беларуси к западным финансовым рынкам фактически закрылся после введения финансовых санкций Евросоюза и Великобритании, которые ограничивают доступ Беларуси к их рынкам капитала для получения новых суверенных долгов и кредитов.
«Беларусь также ожидает погашение еврооблигаций на 800 млн долл в феврале 2023 г, что увеличит ее потребности в финансировании в ближайшие годы. Негативный прогноз отражает риск того, что Беларусь может столкнуться с гораздо большей потребностью в заимствованиях в условиях ограниченных источников финансирования, учитывая неопределенное влияние ужесточения санкций на экономику и бюджет. Более жесткие экономические и финансовые ограничения, введенные Западом, также увеличат зависимость Беларуси от России, которая де-факто является основным источником финансирования Беларуси. Экономические связи между обеими странами, вероятно, еще больше укрепятся, поскольку Беларусь стремится увести свой экспорт с западных рынков. Moody's ожидает углубления интеграции Беларуси с Россией для обеспечения экономической и финансовой поддержки. В результате кредитный профиль Беларуси будет по-прежнему сильно зависеть от ее отношений с Россией, которые в прошлом были нестабильными», - говорится в сообщении.
Эксперты агентства обращают внимание на некоторую стабилизацию валютных резервов страны после получения около 900 млн долл в рамках общего распределения специальных прав заимствования Международным валютным фондом в августе 2021 г. Однако «дефицит текущего счета Беларуси и значительные выплаты по долгам государственного сектора в ближайшие годы будут по-прежнему оказывать давление на уровень резервов страны».
«В результате кредитный профиль Беларуси по-прежнему подвержен риску значительного дальнейшего ослабления белорусского рубля или значительного увеличения оттока банковских депозитов, особенно в случае, если новые санкции окажут существенное влияние на доверие. В то время как белорусский рубль был относительно стабильным в последние месяцы, устойчивое обесценивание валюты усилило бы и без того значительное инфляционное давление - общая инфляция достигла 9,8% в августе 2021 г с 5,5% в среднем за 2020 г - и, вероятно, потребует от центрального банка дальнейшего использования своих низких валютных резервов для поддержки обменного курса. Дальнейшее существенное сокращение валютных резервов приведет к заметному ухудшению и без того повышенной внешней уязвимости Беларуси и вызовет негативное кредитное давление», - говорится в сообщении.
Moody's ожидает, что «Россия (и в меньшей степени Китай) останутся основным источником резервного финансирования для Беларуси, о чем свидетельствует кредит в размере 1,5 млрд долл, согласованный между Россией и Беларусью в 2020 г, и недавнее обязательство России предоставить около 600 млн долл к концу 2022 г с возможностью дальнейшей финансовой поддержки в рамках переговоров о расширении интеграции между двумя странами».
«Выплаты по российскому кредиту вместе с накопленными сбережениями и рефинансированием на внутреннем рынке помогут покрыть потребности Беларуси в заимствованиях в 2021 г. При этом погашение долга в значительной степени будет обеспечено за счет России и Евразийского фонда стабилизации и развития, а также Китая в соответствии с их значительными долями в общем объеме государственного долга. Выплаты по долгу возрастут в 2023 г в результате погашения еврооблигаций и ожидаемого начала выплат России по кредиту на атомную электростанцию (Белорусскую атомную электростанцию в Островце, Гродненской области – ред.)», - отмечает Moody's.
Как сообщалось, суверенные кредитные рейтинги Беларуси от агентств Fitch и S&P находятся на уровне «В» с «негативным» прогнозом, и были подтверждены в мае и сентябре 2021 г, соответственно. Данные рейтинги относятся к категории спекулятивных и отражают высокие риски ведения бизнеса в стране. Негативный прогноз отражает растущие риски для финансовой стабильности национальной банковской системы, большая часть которой находится под государственным контролем, в ситуации внутриполитического кризиса. Так, агентство Fitch еще в декабре 2020 г сообщало, что политический кризис в Беларуси повышает риски для макроэкономической и финансовой стабильности, в частности, через дополнительное давление на международные резервы и ситуативный отток депозитов. Рейтинговое агентство S&P Global Ratings в сентябре 2021 г сообщало, что международные санкции и затянувшийся политический кризис в следующие 12 месяцев могут оказать более значительное давление на экономические и фискальные показатели, а также на платежный баланс страны, чем ранее прогнозировалось.