В Беларуси в 2020 г продолжится реализация денежно-кредитной политики в режиме монетарного таргетирования - Нацбанк
<p> МИНСК, 24 января – ПраймПресс. В Беларуси реализация денежно-кредитной политики в 2020 г продолжится в режиме монетарного таргетирования при сохранении преемственности в подходах к проведению курсовой и процентной политики. Об этом сообщил заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Сергей Калечиц в докладе на расширенном заседании правления Нацбанка 23 января, сообщает управление информации и общественных связей Нацбанка. </p> <p> Как отмечается в докладе, в 2019 г реализация курсовой политики осуществлялась в режиме плавающего обменного курса. Динамика курса белорусского рубля преимущественно формировалась под воздействием рыночных сил. Вместе с тем в 2019 г чистое предложение иностранной валюты на всех сегментах валютного рынка увеличилось в 2 раза к уровню 2018 г до 2,3 млрд долл. В этих условиях регулятор активно скупал избыточное предложение иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов (ЗВР), одновременно предотвращая переоцененность белорусского рубля. Белорусский рубль в 2019 г укрепился к доллару на 2,6%, к евро – на 4,9%, к российскому рублю - ослаб на 9,4%. </p> <p> «В 2020 г. сохранится режим плавающего валютного курса. Продолжит уменьшаться присутствие Национального банка на валютном рынке в целях сглаживания резких колебаний курса белорусского рубля. При превышении предложения иностранной валюты над спросом по-прежнему будут осуществляться операции по ее покупке для пополнения ЗВР», - говорится в докладе. </p> <p> Как отметил Калечиц, в 2019 г объем международных резервных активов вырос на 2,2 млрд долл и на 1 января 2020 г составил 9,4 млрд долл, что эквивалентно 2,7 месяца импорта. При этом правительство и Нацбанк на 4,2 млрд. долл погасили внешние и внутренние обязательств в иностранной валюте. </p> <p> На 1 января 2021 г резервные активы должны составить не менее 7,3 млрд долл. США. «Данный объем учитывает необходимость погашения правительством и Национальным банком порядка 4,3 млрд долл внешних и внутренних обязательств, а также риски, связанные с «налоговым маневром» в Российской Федерации. При этом также стоит задача по дальнейшему улучшению структуры ЗВР путем погашения части валютных обязательств за счет недолговых источников (не менее 25%)», - говорится в докладе. </p> <p> В части процентной политики в IV квартале 2019 г завершилось формирование узкого и симметричного коридора процентных ставок по постоянно доступным операциям Нацбанка вокруг ставки рефинансирования. Это содействовало снижению волатильности процентных ставок и поддержанию их на уровне, близком к ставке рефинансирования. С 20 ноября 2019 г ставка рефинансирования снижена до 9% годовых, ставка по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности – до 10% годовых. Ставка по депозитам овернайт вернулась к 8% годовых. </p> <p> К концу 2019 г средние процентные ставки по новым рублевым срочным банковским депозитам физических лиц сформировались на уровне 9,7% (в 2018 г - 9,8%), что способствовало увеличению срочных рублевых депозитов населения в банках на 27,9%. </p> <p> Процентные ставки кредитного рынка, в свою очередь, продолжили снижение. Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте (без учета кредитов, предоставленных на льготных условиях) за 2019 г снизилась на 0,4 п. п. и в декабре 2019 г составила 10,4% годовых. При текущем уровне деловой и инвестиционной активности в стране это позволило увеличить объем кредитования экономики банками и Банком развития на 10,2%. </p> <p> В целом функционирование кредитного рынка в 2019 г характеризовалось увеличением рублевой составляющей в совокупной структуре требований банков и Банка развития - с 51,6 до 53,6%, замедлением темпов роста потребительского кредитования населения - с 45,7 до 25%, сокращением участия банков в директивном кредитовании - до 18,1% (против 42,5% в 2018 г). </p> <p> При этом, как отметил Калечиц, обеспокоенность Нацбанка вызвало существенное увеличение (на 23%) объемов директивного кредитования в 2019 г - с первоначального лимита в 800 млн бел руб (378,483 млн долл по курсу Национального банка Беларуси) до 984 млн руб (465,534 млн долл), что не согласуется с официальными планами правительства по сокращению директивного кредитования в 2018-2020 гг в пользу наращивания эффективного рыночного кредита. </p> <p> На 2020 г лимит директивного кредитования снижен до 740 млн бел руб (350,096 млн долл), но при этом участие банков (ОАО «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк») расширено до 230 млн бел руб (108,813 млн долл), или до 31% в общем объеме. Это противоречит постулатам Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 гг, в которой единственным каналом льготного кредитования государственных программ (за исключением строительства жилья и текущей деятельности агропромышленного комплекса) определено ОАО «Банк развития Республики Беларусь». </p> <p> Также Нацбанк озабочен значительным уровнем закредитованности юридических лиц. </p> <p> Как сообщалось, суммарные долги крупных и средних предприятий реального сектора Беларуси увеличились с января 2019 г на 5,8% и на 1 декабря 2019 г достигли 130,73 млрд бел руб (61,848 млрд долл). В том числе кредиторская задолженность увеличилась на 9,2% до 53,73 млрд бел руб (25,419 млрд долл), обязательства по кредитам и займам – на 3,5% до 77 млрд бел руб (36,429 млрд долл). Просроченная часть суммарной задолженности сократилась на 1,5% и на 1 декабря 2019 г составила 11,03 млрд бел руб (5,218 млрд долл). </p>
2020-01-24
Primepress
МИНСК, 24 января – ПраймПресс. В Беларуси реализация денежно-кредитной политики в 2020 г продолжится в режиме монетарного таргетирования при сохранении преемственности в подходах к проведению курсовой и процентной политики. Об этом сообщил заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Сергей Калечиц в докладе на расширенном заседании правления Нацбанка 23 января, сообщает управление информации и общественных связей Нацбанка.
Как отмечается в докладе, в 2019 г реализация курсовой политики осуществлялась в режиме плавающего обменного курса. Динамика курса белорусского рубля преимущественно формировалась под воздействием рыночных сил. Вместе с тем в 2019 г чистое предложение иностранной валюты на всех сегментах валютного рынка увеличилось в 2 раза к уровню 2018 г до 2,3 млрд долл. В этих условиях регулятор активно скупал избыточное предложение иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов (ЗВР), одновременно предотвращая переоцененность белорусского рубля. Белорусский рубль в 2019 г укрепился к доллару на 2,6%, к евро – на 4,9%, к российскому рублю - ослаб на 9,4%.
«В 2020 г. сохранится режим плавающего валютного курса. Продолжит уменьшаться присутствие Национального банка на валютном рынке в целях сглаживания резких колебаний курса белорусского рубля. При превышении предложения иностранной валюты над спросом по-прежнему будут осуществляться операции по ее покупке для пополнения ЗВР», - говорится в докладе.
Как отметил Калечиц, в 2019 г объем международных резервных активов вырос на 2,2 млрд долл и на 1 января 2020 г составил 9,4 млрд долл, что эквивалентно 2,7 месяца импорта. При этом правительство и Нацбанк на 4,2 млрд. долл погасили внешние и внутренние обязательств в иностранной валюте.
На 1 января 2021 г резервные активы должны составить не менее 7,3 млрд долл. США. «Данный объем учитывает необходимость погашения правительством и Национальным банком порядка 4,3 млрд долл внешних и внутренних обязательств, а также риски, связанные с «налоговым маневром» в Российской Федерации. При этом также стоит задача по дальнейшему улучшению структуры ЗВР путем погашения части валютных обязательств за счет недолговых источников (не менее 25%)», - говорится в докладе.
В части процентной политики в IV квартале 2019 г завершилось формирование узкого и симметричного коридора процентных ставок по постоянно доступным операциям Нацбанка вокруг ставки рефинансирования. Это содействовало снижению волатильности процентных ставок и поддержанию их на уровне, близком к ставке рефинансирования. С 20 ноября 2019 г ставка рефинансирования снижена до 9% годовых, ставка по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности – до 10% годовых. Ставка по депозитам овернайт вернулась к 8% годовых.
К концу 2019 г средние процентные ставки по новым рублевым срочным банковским депозитам физических лиц сформировались на уровне 9,7% (в 2018 г - 9,8%), что способствовало увеличению срочных рублевых депозитов населения в банках на 27,9%.
Процентные ставки кредитного рынка, в свою очередь, продолжили снижение. Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте (без учета кредитов, предоставленных на льготных условиях) за 2019 г снизилась на 0,4 п. п. и в декабре 2019 г составила 10,4% годовых. При текущем уровне деловой и инвестиционной активности в стране это позволило увеличить объем кредитования экономики банками и Банком развития на 10,2%.
В целом функционирование кредитного рынка в 2019 г характеризовалось увеличением рублевой составляющей в совокупной структуре требований банков и Банка развития - с 51,6 до 53,6%, замедлением темпов роста потребительского кредитования населения - с 45,7 до 25%, сокращением участия банков в директивном кредитовании - до 18,1% (против 42,5% в 2018 г).
При этом, как отметил Калечиц, обеспокоенность Нацбанка вызвало существенное увеличение (на 23%) объемов директивного кредитования в 2019 г - с первоначального лимита в 800 млн бел руб (378,483 млн долл по курсу Национального банка Беларуси) до 984 млн руб (465,534 млн долл), что не согласуется с официальными планами правительства по сокращению директивного кредитования в 2018-2020 гг в пользу наращивания эффективного рыночного кредита.
На 2020 г лимит директивного кредитования снижен до 740 млн бел руб (350,096 млн долл), но при этом участие банков (ОАО «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк») расширено до 230 млн бел руб (108,813 млн долл), или до 31% в общем объеме. Это противоречит постулатам Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 гг, в которой единственным каналом льготного кредитования государственных программ (за исключением строительства жилья и текущей деятельности агропромышленного комплекса) определено ОАО «Банк развития Республики Беларусь».
Также Нацбанк озабочен значительным уровнем закредитованности юридических лиц.
Как сообщалось, суммарные долги крупных и средних предприятий реального сектора Беларуси увеличились с января 2019 г на 5,8% и на 1 декабря 2019 г достигли 130,73 млрд бел руб (61,848 млрд долл). В том числе кредиторская задолженность увеличилась на 9,2% до 53,73 млрд бел руб (25,419 млрд долл), обязательства по кредитам и займам – на 3,5% до 77 млрд бел руб (36,429 млрд долл). Просроченная часть суммарной задолженности сократилась на 1,5% и на 1 декабря 2019 г составила 11,03 млрд бел руб (5,218 млрд долл).