Подробности: Россия готовит особые условия по новым кредитным ресурсам для Беларуси
<p> МИНСК, 21 сентября – ПраймПресс. 14 сентября президенты Беларуси и России провели переговоры в Сочи, по итогам которых было заявлено, что РФ согласна предоставить Беларуси кредитные ресурсы на сумму до 1,5 млрд долл. </p> <p> На неделе российская сторона начала сообщать подробности о принятых решениях по финансированию. В частности, 16 сентября министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что средства будут разделены на три транша по 500 млн долл в эквиваленте каждый. Из них два транша по 500 млн долл составят госкредиты РФ, они будут предоставлены в российских рублях. Еще 500 млн долл составит кредит Евразийского фонда стабилизации и развития. </p> <p> При этом в 2020 г Беларусь может получить 1 млрд долл – 500 млн долл в виде госкредита от правительства России и 500 млн долл в виде кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). Силуанов упомянул, что с ЕФСР ожидается отдельная программа, что может означать выдвижение требований к Беларуси по макроэкономической стабилизации. </p> <p> Он также отметил, что межгоскредиты будут предоставляться на срок 10 лет. По словам Силуанова, формулируются такие условия межгосударственных кредитов, чтобы Беларусь не допускала просрочек по обязательствам как непосредственно суверена, так и компаний, где присутствует государственное участие России. </p> <p> Из проспекта евробондов Беларуси известно, что по состоянию на 31 марта 2020 г долг Беларуси по межгосударственным кредитам, выданным Россией, составлял 7,925 млрд долл. Кроме этого, долг Беларуси, по кредитам, предоставленным ЕФСР, в совете которого председательствует Минфин России, на ту же дату составлял 2,241 млрд долл. Таким образом, суммарно долг Беларуси по кредитам, связанным с Россией, превысил 10 млрд долл. </p> <p> Госкредиты от России будут номинированы в российских рублях, что исключает их прямое использование для пополнения ЗВР Беларуси. Сфера применения кредитов ограничена рефинансированием платежей по российским кредитным линиям или платежами за импорт из России. </p> <p> Также стоит отметить те условия предоставления и использования госкредитов РФ, о которых упомянул Силуанов. Это предполагаемый срок выдачи ресурсов. Минфин Беларуси в начале сентября запрашивал 15-летний кредит, но Силуанов сказал, что «в среднем длина наших кредитов составляла около 10 лет, мы этими сроками и будем руководствоваться при подготовке условий предоставления заемных средств». </p> <p> Также российская сторона намерена прописать в кредитных соглашениях ряд условий, которые усиливают ответственность белорусского правительства и исключает возможность начала новых нефтегазовых конфликтов по инициативе белорусов. Ведь что означают на практике условия, что Беларусь не должна допускать просрочек по обязательствам перед РФ и компаний с участием российского государства? Это значит, что в случае просрочки по любому кредиту от правительства РФ или российской госкорпорации по истечении определенного в договоре срока россияне получают право требовать погашения задолженности по всем таким кредитам, независимо от того, есть по ним просрочка или нет. </p> <p> По информации Силуанова, «мы (правительство РФ – ред.) формулируем условие о том, чтобы обязательства перед нашими компаниями по поставке энергоресурсов выполнялись в полном объеме». </p> <p> Из этого следует, что Беларусь больше не сможет без крайне серьезных последствий осуществлять недоплату за нефть или газ, как это было в 2016-2017 гг и в 2020 г, если цены на углеводороды зафиксированы в контрактах. Это своеобразная страховка россиян продолжительностью как минимум 10 лет (время действия кредитных договоров) от повторения нефтегазовых войн. </p> <p> В целом можно сказать, что предложенный Россией механизм рефинансирования кредитов увеличивает и без того высокую зависимость состояния ЗВР, бюджета, предприятий и финансового сектора Беларуси от доброй воли руководства РФ. </p> <p> Объем и условия предоставления заемных ресурсов не решают всех проблем с рефинансированием обязательств по госдолгу Беларуси. Суммы 1,5 млрд долл недостаточно для осуществления своевременных выплат по госдолгу в 2021 г без активного задействования ЗВР. </p> <p> </p>
2020-09-21
Primepress
МИНСК, 21 сентября – ПраймПресс. 14 сентября президенты Беларуси и России провели переговоры в Сочи, по итогам которых было заявлено, что РФ согласна предоставить Беларуси кредитные ресурсы на сумму до 1,5 млрд долл.
На неделе российская сторона начала сообщать подробности о принятых решениях по финансированию. В частности, 16 сентября министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что средства будут разделены на три транша по 500 млн долл в эквиваленте каждый. Из них два транша по 500 млн долл составят госкредиты РФ, они будут предоставлены в российских рублях. Еще 500 млн долл составит кредит Евразийского фонда стабилизации и развития.
При этом в 2020 г Беларусь может получить 1 млрд долл – 500 млн долл в виде госкредита от правительства России и 500 млн долл в виде кредита Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР). Силуанов упомянул, что с ЕФСР ожидается отдельная программа, что может означать выдвижение требований к Беларуси по макроэкономической стабилизации.
Он также отметил, что межгоскредиты будут предоставляться на срок 10 лет. По словам Силуанова, формулируются такие условия межгосударственных кредитов, чтобы Беларусь не допускала просрочек по обязательствам как непосредственно суверена, так и компаний, где присутствует государственное участие России.
Из проспекта евробондов Беларуси известно, что по состоянию на 31 марта 2020 г долг Беларуси по межгосударственным кредитам, выданным Россией, составлял 7,925 млрд долл. Кроме этого, долг Беларуси, по кредитам, предоставленным ЕФСР, в совете которого председательствует Минфин России, на ту же дату составлял 2,241 млрд долл. Таким образом, суммарно долг Беларуси по кредитам, связанным с Россией, превысил 10 млрд долл.
Госкредиты от России будут номинированы в российских рублях, что исключает их прямое использование для пополнения ЗВР Беларуси. Сфера применения кредитов ограничена рефинансированием платежей по российским кредитным линиям или платежами за импорт из России.
Также стоит отметить те условия предоставления и использования госкредитов РФ, о которых упомянул Силуанов. Это предполагаемый срок выдачи ресурсов. Минфин Беларуси в начале сентября запрашивал 15-летний кредит, но Силуанов сказал, что «в среднем длина наших кредитов составляла около 10 лет, мы этими сроками и будем руководствоваться при подготовке условий предоставления заемных средств».
Также российская сторона намерена прописать в кредитных соглашениях ряд условий, которые усиливают ответственность белорусского правительства и исключает возможность начала новых нефтегазовых конфликтов по инициативе белорусов. Ведь что означают на практике условия, что Беларусь не должна допускать просрочек по обязательствам перед РФ и компаний с участием российского государства? Это значит, что в случае просрочки по любому кредиту от правительства РФ или российской госкорпорации по истечении определенного в договоре срока россияне получают право требовать погашения задолженности по всем таким кредитам, независимо от того, есть по ним просрочка или нет.
По информации Силуанова, «мы (правительство РФ – ред.) формулируем условие о том, чтобы обязательства перед нашими компаниями по поставке энергоресурсов выполнялись в полном объеме».
Из этого следует, что Беларусь больше не сможет без крайне серьезных последствий осуществлять недоплату за нефть или газ, как это было в 2016-2017 гг и в 2020 г, если цены на углеводороды зафиксированы в контрактах. Это своеобразная страховка россиян продолжительностью как минимум 10 лет (время действия кредитных договоров) от повторения нефтегазовых войн.
В целом можно сказать, что предложенный Россией механизм рефинансирования кредитов увеличивает и без того высокую зависимость состояния ЗВР, бюджета, предприятий и финансового сектора Беларуси от доброй воли руководства РФ.
Объем и условия предоставления заемных ресурсов не решают всех проблем с рефинансированием обязательств по госдолгу Беларуси. Суммы 1,5 млрд долл недостаточно для осуществления своевременных выплат по госдолгу в 2021 г без активного задействования ЗВР.